Краткая презентация программы.
Рабочая программа педагога-психолога является средством реализации основной
общеобразовательной программы МАДОУ «ДС «Гнездышко».
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно ¬эстетическому.
Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
1.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ)
2.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций».
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155.
4.
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014
5.
Устав МАДОУ «ДС «Гнездышко».
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Цель Программы: создание условий, способствующих сохранению физического и психического
здоровья, и нормальному развитию личности обучающихся ДОУ (в соответствии с нормой
развития в соответствующем возрасте).
Задачи Программы:
содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе;
создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала
воспитанников и педагогов,
укрепление здоровья и эмоционального благополучия;
профилактика и преодоление трудностей в развитии, социальном и психическом здоровье
воспитанников;
реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Основные принципы построения и реализации рабочей программы педагогапсихолога, строятся на основных положениях возрастной дошкольной педагогики и
психологии:
1)
Рабочая программа представляет собой целостную систему, в которой все компоненты
взаимосвязаны и взаимозависимы. Все ступени дошкольного образования, начиная с младшего
дошкольного возраста до старшего взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного
детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребенка, который позволит ему быть
успешным при обучении по программам начальной школы.
2)
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
3)
В процессе реализации программы педагог-психолог создаёт условия для развития
личности каждого ребёнка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей;
формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных видах
деятельности. При этом решение поставленных задач осуществляется на необходимом и
достаточном материале.
4)
Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых
между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учётом этнокультурной ситуации
развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает возможности, как для
удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки
индивидуальности ребенка, что и позволяет, реализовать права и свободу подрастающей
личности.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса
реализуется через такие направления работы педагога -психолога как:
- диагностическая деятельность - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на
протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей,
определение причин нарушений в развитии; развивающая и коррекционная работа - активное
воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение
соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическому
коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и
склонностей; консультирование педагогов, специалистов, родителей (законных представителей)
воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания;
- профилактиктическая деятельность - формирование у педагогов, воспитанников и их
родителей (законных представителей) потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий
для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное
предупреждение возможных нарушений в становлении личности;
- психологическое просвещение - это приобщение окружающих ребенка взрослых к
психологическим знаниям;
- экспертная деятельность-работа педагога-психолога в психолого-медико--педагогическом
консилиуме (ПМПк) ДОУ.
Так же, в содержание деятельности педагога - психолога входит организационно методическая работа: ведение обязательной рабочей документации (план работы, журналы учёта
рабочего времени и рабочая программа и др.), составление аналитических справок и психологопедагогических заключений; подготовку к консультациям, образовательной деятельности с
детьми; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, в конкурсах
различного уровня.
В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками
образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ,
родителями (законными представителями) детей.
Формы работы педагога-психолога:
-
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Психолого - педагогические условия сопровождения:
- дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
- психолого-педагогические условия (коррекционно - развивающая направленность
воспитательно - образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных
и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление
физического и психического здоровья).
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в соответствии
с циклограммой деятельности, в часы, свободные от мероприятий по основной программе ДОУ.
Направления КОД с детьми:
Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного
возраста, рекомендуемое Соколовской Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского
сада», Кирюхина Н.К. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» (в
течение года).
Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа с детьми всех возрастных
групп Колос Г.Г. «Сенсорная комната в ДОО» (сентябрь – май)
Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность с детьми по
развитию познавательных процессов в группах: подготовительная к школе группы ( 6 – 7
лет); группы компенсирующей направленности (5 – 7 лет) Самоукина Н.В. «Игры в
школе и дома», Катаева Л. И. «Коррекционно – развивающие занятия», Тихомирова Л.Ф.
«Развитие познавательных способностей детей», Коноваленко С.В. «Развитие
познавательной деятельности у детей»
Деятельность по запросу родителей и воспитателей.
Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность по развитию
эмоционально – волевой сферы детей (тревожные, агрессивные, гиперактивные, аутичные)
средние, старшие, подготовительные к школе группы (в течение года). Кряжева Н.Л. «Радуемся
вместе», Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»