Краткая презентация программы. Рабочая программа педагога-психолога является средством реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ «ДС «Гнездышко». Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно ¬эстетическому. Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ) 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155. 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014 5. Устав МАДОУ «ДС «Гнездышко». Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Цель Программы: создание условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья, и нормальному развитию личности обучающихся ДОУ (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи Программы: содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе; создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия; профилактика и преодоление трудностей в развитии, социальном и психическом здоровье воспитанников; реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Основные принципы построения и реализации рабочей программы педагогапсихолога, строятся на основных положениях возрастной дошкольной педагогики и психологии: 1) Рабочая программа представляет собой целостную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Все ступени дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшего взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. 2) Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 3) В процессе реализации программы педагог-психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельности. При этом решение поставленных задач осуществляется на необходимом и достаточном материале. 4) Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учётом этнокультурной ситуации развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что и позволяет, реализовать права и свободу подрастающей личности. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса реализуется через такие направления работы педагога -психолога как: - диагностическая деятельность - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии; развивающая и коррекционная работа - активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей; консультирование педагогов, специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания; - профилактиктическая деятельность - формирование у педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей) потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности; - психологическое просвещение - это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям; - экспертная деятельность-работа педагога-психолога в психолого-медико--педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ. Так же, в содержание деятельности педагога - психолога входит организационно методическая работа: ведение обязательной рабочей документации (план работы, журналы учёта рабочего времени и рабочая программа и др.), составление аналитических справок и психологопедагогических заключений; подготовку к консультациям, образовательной деятельности с детьми; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, в конкурсах различного уровня. В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей. Формы работы педагога-психолога: - индивидуальная; подгрупповая; групповая. Психолого - педагогические условия сопровождения: - дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей); - психолого-педагогические условия (коррекционно - развивающая направленность воспитательно - образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима); - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях); - здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья). Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в соответствии с циклограммой деятельности, в часы, свободные от мероприятий по основной программе ДОУ. Направления КОД с детьми: Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста, рекомендуемое Соколовской Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада», Кирюхина Н.К. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» (в течение года). Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа с детьми всех возрастных групп Колос Г.Г. «Сенсорная комната в ДОО» (сентябрь – май) Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность с детьми по развитию познавательных процессов в группах: подготовительная к школе группы ( 6 – 7 лет); группы компенсирующей направленности (5 – 7 лет) Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома», Катаева Л. И. «Коррекционно – развивающие занятия», Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей» Деятельность по запросу родителей и воспитателей. Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность по развитию эмоционально – волевой сферы детей (тревожные, агрессивные, гиперактивные, аутичные) средние, старшие, подготовительные к школе группы (в течение года). Кряжева Н.Л. «Радуемся вместе», Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»