СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАДОУ «ДС «ГНЁЗДЫШКО» В соответствие с ФГОС ДО образовательной деятельности осуществляется на протяжении всего времени пребывания воспитанников в ДОУ и охватывает образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Вся образовательная деятельность выстраивается по следующей модели: Совместная деятельность взрослого Самостоятельная Взаимодействие и детей деятельность с семьями детей воспитанников НОД Индивидуальная Образовательная работа с детьми деятельность в ходе режимных моментов Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП (основной образовательной программы) и решения конкретных образовательных задач. В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурногигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну. Индивидуальная работа – это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Самостоятельная деятельность (самодеятельность) предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды и: - обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; - позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; - содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; - позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым. Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО Дети раннего возраста (1 год - 3 года) Дети дошкольного возраста (3 года - 8 лет) 1. Предметная деятельность и игры с 1.Игровая деятельность (включая составными и динамическими игрушками 2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) 3. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) 2.Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) 3.Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) 4. Восприятие художественной литературы и фольклора 4. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) 5. Восприятие художественной 5. Самообслуживание и элементарный литературы и фольклора (сказок, бытовой труд (в помещении и на улице) песенок, потешек) 6. Рассматривание картинок 6. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал 7. Двигательная активность 7. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 8. Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) 9. Двигательная деятельность (овладение основными движениями) При построении образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») решаются и в ходе реализации других областей Программы. Образовательный процесс реализует комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, в основу которого положен календарь праздников. Образовательная область «Физическое развитие» (далее непосредственно образовательная деятельность «Физкультура») включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Непосредственно образовательная деятельность «Физкультурное развитие» реализуется за счет проводимых занятий физической культурой во всех возрастных группах. Занятия проводят квалифицированный специалист, еженедельно 3 раза в неделю в спортивном зале (младшие и средние группы); 2 раза в спортивном зале и 1 раз – на воздухе (старшие и подготовительные к школе группы). С детьми 2-3 лет (группа раннего возраста) занятия физической культурой организует и проводит воспитатель. При благоприятных погодных условиях занятия по физкультуре проводятся на прогулке. Занятия физической культурой могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня в группах раннего возраста, в старших, подготовительных к школе группах. Освоение воспитанниками данной образовательной области осуществляется также в процессе: физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (комплекс закаливающих процедур; гигиенические процедуры; различные виды гимнастик: утренняя, гимнастика после сна, зрительная, дыхательная; физминутки, динамические и танцевальные паузы, подвижные и спортивные игры и упражнения в группе и на прогулке); активного отдыха (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья); самостоятельной двигательной активности (самостоятельное использование игрового физкультурно-спортивного оборудования, самостоятельная организация и проведение подвижных игр). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Дошкольник входит в мир социальных отношений. Развиваем ценностное отношение к труду. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (далее непосредственно образовательная деятельность «Социальный мир») направлена на усвоение норм морали и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Непосредственно образовательная деятельность «Социальный мир» проводится во всех возрастных группах 1 раз в месяц. Содержание данной образовательной области также реализуется в первую и вторую половину дня посредством: общения всех участников образовательного процесса (воспитанники, их родители, сотрудники организации) во всех видах деятельности на протяжении всего времени пребывания воспитанников; создания соответствующей развивающей предметно-пространственной образовательной среды; организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры) в НОД, режимных моментов, самостоятельной деятельности; создания ситуаций, наблюдения, проектной деятельности, обсуждения, бесед, направленных на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); восприятия художественной литературы, создания предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; развития самообслуживания, самостоятельности, культурно-гигиенических навыков организации общественно-полезного труда; организации бесед, продуктивных видов деятельности, создания игровых, проблемных ситуаций, тематических КВНов, викторин и т.п.; формирование основ безопасности в природе, на дорогах, дома; организации элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе); взаимодействия с социальными институтами города. Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование первичных представлений о себе, других людях. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Ребенок открывает мир природы (далее непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим миром») предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим миром»» проводится в 1 младшей группе, во 2 младшей группе, средней группе 1 раз в неделю, во всех старших группах 2 раза в неделю. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем (далее непосредственно образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений - ФЭМП») проводится во всех группах один раз в неделю (кроме подготовительной к школе), а в подготовительных к школе группах – два раза в неделю. Развитие сенсорной культуры осуществляется во всех возрастных группах в виде совместной деятельности воспитателя с детьми, а также как часть любой непосредственно образовательной деятельности. Работа по познавательному развитию детей продолжается в первую и вторую половину дня в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей через интеграцию образовательных областей «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с комплексно-тематическим планированием; посредством создания соответствующей развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Непосредственно образовательная деятельность «Речевое развитие» проводится во всех возрастных группах 1 раз в неделю. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (далее непосредственно образовательная деятельность «Обучение грамоте») проводится в старшей, подготовительной к школе группах 1 раз в неделю. Работа по речевому развитию детей продолжается в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с комплексно-тематическим планированием а также посредством общения всех участников образовательного процесса (воспитанники, их родители, сотрудники организации) во всех видах деятельности на протяжении всего времени пребывания воспитанников и создания соответствующей развивающей предметнопространственной образовательной среды. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Развитие продуктивной деятельности и детского творчества (далее непосредственно образовательная деятельность «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование»). Освоение данной образовательной области реализуется в процессе ознакомления воспитанников с различными видами искусства, природой и художественно-эстетической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность «Рисование» проводится во всех возрастных группах 1 раз в неделю. Непосредственно образовательная деятельность «Лепка» проводится во всех возрастных группах 2 раза в месяц. Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация» проводится во II младших, средних, старших группах 2 раза в месяц. Непосредственно образовательная деятельность «Конструирование» проводится во всех группах– 2 раза в месяц. Непосредственно образовательную деятельность «Музыка» проводит музыкальный руководитель во всех возрастных группах 2 раза в неделю. Ознакомление с художественной литературой проходит ежедневно в совместной деятельности педагога с детьми, а также реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников продолжается в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей в процессе интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» на основе комплекснотематического планирования, построения соответствующей развивающей предметнопространственной образовательной среды. Формирование фонетической, лексико-грамматической стороны речи, развитие связной речи в группах комбинированной направленности осуществляется на основе содержания «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., которые проводит учитель-логопед: Разделы программы Коррекционнообразовательная деятельность (КОД) Занятия - Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий - Коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи. - Коррекционно-образовательная деятельность по формированию фонематических процессов и обучение грамоте Дети с ОНР зачисляются в группу на два года обучения. Каждый год обучения условно делится на три периода: I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. II период обучения: декабрь, январь, февраль. III период обучения: март, апрель, май. Учебный план базируется на максимально допустимых объемах недельной (годовой) нагрузки, учитывая возрастные особенности детей с ОНР (подробно раскрываются в рабочей программе по осуществлению образовательной и коррекционноразвивающей деятельности в группах комбинированной направленности для детей с ОНР) Технологические аспекты проведения коррекционно-образовательной деятельности (КОД) предполагают: - подгрупповые формы организации детей; - обеспечение игровой мотивации учебной деятельности; - использование игровых приемов сосредоточения и привлечения внимания детей; - интеграцию содержания различных разделов общеобразовательной и коррекционной программ дошкольного образования. В целях усвоения полного объема содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования, материал, перечисленной в таблице непосредственно образовательной деятельности, усваивается и закрепляется в ежедневной индивидуальной работе по заданию учителя-логопеда, в совместной деятельности воспитателя с детьми. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена парциальная программа «Край мой северный Ямальский», разработанная творческой группой МАДОУ «ДС «Гнёздышко», которая направлена на формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем; развитие чувства принадлежности к своей «малой» Родине – Ямалу; развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Учитывая возрастные особенности детей от 2 до 7 лет, весь программный материал распределен на пять лет обучения. Данная программа реализуется при проведении непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей «Познавательное развитие»: образовательный компонент «Окружающий мир» - 1 раз в месяц во всех возрастных группах; «Речевое развитие» - образовательный компонент «Речевое развитие» - 1 раз в месяц во всех возрастных группах; «Художественно-эстетическое развитие»: образовательный компонент «Рисование» - 1 раз в месяц в I, II младшей, средней и старшей группах; 2 раза в месяц – в подготовительной к школе группе; образовательный компонент «Лепка», «Аппликация» - 1 раз в месяц во всех возрастных группах; образовательный компонент «Конструирование» - 1 раз в месяц в старшей и подготовительной к школе группах. Работа в данном направлении планируется с учетом местных условий, сезонно бытовых циклов (время года, праздники), зоны «ближайшего развития» и продолжается в партнерской деятельности педагога и детей, и самостоятельной деятельности детей через интеграцию образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ позволяет реализовывать содержание программы, соблюдая целостность педагогического процесса. В образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: заочные путешествия по Ямалу, познавательный рассказ педагога, просмотр видеофильмов, видео презентаций, развивающие и дидактические игры, народные подвижные игры и забавы, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение познавательной научно-популярной и детской литературы, знакомство с народноприкладным искусством и т.д. В пространстве группы целесообразно организовать развивающую предметно-пространственную среду так, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание центра патриотического воспитания.