СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАДОУ ДС ГНЁЗДЫШКО

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В МАДОУ «ДС «ГНЁЗДЫШКО»
В соответствие с ФГОС ДО образовательной деятельности осуществляется на
протяжении всего времени пребывания воспитанников в ДОУ и охватывает
образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Вся образовательная деятельность выстраивается по следующей модели:
Совместная деятельность взрослого Самостоятельная Взаимодействие
и детей
деятельность
с семьями
детей
воспитанников
НОД Индивидуальная Образовательная
работа с детьми деятельность в
ходе режимных
моментов
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию
различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием
разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами
самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП (основной
образовательной программы) и решения конкретных образовательных задач. В
режимные моменты осуществляется работа по формированию культурногигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема,
утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, воспитателя,
осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Самостоятельная деятельность (самодеятельность) предполагает свободную
деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе
совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной
среды и:
- обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное
решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать)
материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Дети раннего возраста (1 год - 3 года)

Дети дошкольного возраста (3 года - 8
лет)
1. Предметная деятельность и игры с 1.Игровая
деятельность
(включая

составными
и
динамическими
игрушками
2. Экспериментирование с материалами
и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
3. Общение с взрослым и совместные
игры со сверстниками под руководством
взрослого

сюжетно-ролевую
игру,
игру
с
правилами и другие виды игры)
2.Коммуникативная
деятельность
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми и сверстниками)
3.Познавательно-исследовательская
деятельность (исследования объектов
окружающего
мира
и
экспериментирования с ними)
4.
Восприятие
художественной
литературы и фольклора

4. Самообслуживание и действия с
бытовыми
предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.)
5.
Восприятие
художественной 5. Самообслуживание и элементарный
литературы и фольклора (сказок, бытовой труд (в помещении и на улице)
песенок, потешек)
6. Рассматривание картинок
6.
Конструирование
из
разного
материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной
материал
7. Двигательная активность
7.
Изобразительная
деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
8.
Музыкальная
деятельность
(восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические
движения,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах)
9. Двигательная деятельность (овладение
основными движениями)
При построении образовательного процесса учитывается принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это
способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования
каждой образовательной области («Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие») решаются и в ходе реализации других
областей Программы.
Образовательный процесс реализует комплексно-тематический принцип с ведущей
игровой деятельностью, в основу которого положен календарь праздников.
Образовательная область «Физическое развитие» (далее непосредственно
образовательная деятельность «Физкультура») включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как

координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты
в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Непосредственно образовательная деятельность «Физкультурное развитие» реализуется за счет проводимых занятий физической культурой во всех возрастных
группах. Занятия проводят квалифицированный специалист, еженедельно 3 раза в
неделю в спортивном зале (младшие и средние группы); 2 раза в спортивном зале и 1
раз – на воздухе (старшие и подготовительные к школе группы). С детьми 2-3 лет
(группа раннего возраста) занятия физической культурой организует и проводит
воспитатель.
При благоприятных погодных условиях занятия по физкультуре проводятся на
прогулке. Занятия физической культурой могут проводиться как в первую, так и во
вторую половину дня в группах раннего возраста, в старших, подготовительных к
школе группах.
Освоение воспитанниками данной образовательной области осуществляется также
в процессе:
 физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (комплекс
закаливающих процедур; гигиенические процедуры; различные виды
гимнастик: утренняя, гимнастика после сна, зрительная, дыхательная;
физминутки, динамические и танцевальные паузы, подвижные и
спортивные игры и упражнения в группе и на прогулке);
 активного отдыха (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья);
 самостоятельной двигательной активности (самостоятельное использование
игрового физкультурно-спортивного оборудования, самостоятельная
организация и проведение подвижных игр).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Дошкольник входит в мир социальных отношений. Развиваем ценностное отношение
к труду. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (далее
непосредственно образовательная деятельность «Социальный мир») направлена на
усвоение норм морали и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Непосредственно образовательная деятельность «Социальный мир» проводится во
всех возрастных группах 1 раз в месяц.
Содержание данной образовательной области также реализуется в первую и
вторую половину дня посредством:
 общения всех участников образовательного процесса (воспитанники, их
родители, сотрудники организации) во всех видах деятельности на
протяжении всего времени пребывания воспитанников;
 создания соответствующей развивающей предметно-пространственной
образовательной среды;
 организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные
игры, театрализованные игры, дидактические игры) в НОД, режимных
моментов, самостоятельной деятельности;
 создания ситуаций, наблюдения, проектной деятельности, обсуждения,
бесед, направленных на приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным);
 восприятия художественной литературы, создания предметно-развивающей
среды для самостоятельной деятельности детей;
 развития самообслуживания, самостоятельности, культурно-гигиенических
навыков организации общественно-полезного труда;
 организации бесед, продуктивных видов деятельности, создания игровых,
проблемных ситуаций, тематических КВНов, викторин и т.п.;
 формирование основ безопасности в природе, на дорогах, дома;
 организации элементарной трудовой деятельности (самообслуживания,
бытового труда, труда в природе);
 взаимодействия с социальными институтами города.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Формирование первичных представлений о себе, других людях. Формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве. Ребенок открывает мир
природы (далее непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с
окружающим миром») предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Непосредственно образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим
миром»» проводится в 1 младшей группе, во 2 младшей группе, средней группе 1 раз
в неделю, во всех старших группах 2 раза в неделю.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем (далее
непосредственно образовательная деятельность «Формирование элементарных
математических представлений - ФЭМП») проводится во всех группах один раз в

неделю (кроме подготовительной к школе), а в подготовительных к школе группах –
два раза в неделю.
Развитие сенсорной культуры осуществляется во всех возрастных группах в виде
совместной деятельности воспитателя с детьми, а также как часть любой
непосредственно образовательной деятельности.
Работа по познавательному развитию детей продолжается в первую и вторую
половину дня в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной
деятельности детей через интеграцию образовательных областей «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие» в соответствии с комплексно-тематическим планированием; посредством
создания
соответствующей
развивающей
предметно-пространственной
образовательной среды.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.
Непосредственно образовательная деятельность «Речевое развитие» проводится во
всех возрастных группах 1 раз в неделю.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте (далее непосредственно образовательная деятельность «Обучение
грамоте») проводится в старшей, подготовительной к школе группах 1 раз в неделю.
Работа по речевому развитию детей продолжается в совместной деятельности
педагога и детей и самостоятельной деятельности детей через интеграцию
образовательных
областей:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии
с комплексно-тематическим планированием а также посредством общения всех
участников образовательного процесса (воспитанники, их родители, сотрудники
организации) во всех видах деятельности на протяжении всего времени пребывания
воспитанников и создания соответствующей развивающей предметнопространственной образовательной среды.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о
видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества (далее
непосредственно
образовательная
деятельность
«Рисование»,
«Лепка»,
«Аппликация», «Конструирование»). Освоение данной образовательной области

реализуется в процессе ознакомления воспитанников с различными видами искусства,
природой и художественно-эстетической деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность «Рисование» проводится во всех
возрастных группах 1 раз в неделю. Непосредственно образовательная деятельность
«Лепка» проводится во всех возрастных группах 2 раза в месяц. Непосредственно
образовательная деятельность «Аппликация» проводится во II младших, средних,
старших группах 2 раза в месяц.
Непосредственно образовательная деятельность «Конструирование» проводится во
всех группах– 2 раза в месяц. Непосредственно образовательную деятельность
«Музыка» проводит музыкальный руководитель во всех возрастных группах 2 раза в
неделю.
Ознакомление с художественной литературой проходит ежедневно в совместной
деятельности педагога с детьми, а также реализуется как часть непосредственно
образовательной деятельности по речевому развитию.
Работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников продолжается в
совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей в
процессе интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» на основе комплекснотематического планирования, построения соответствующей развивающей предметнопространственной образовательной среды.
Формирование фонетической, лексико-грамматической стороны речи, развитие
связной речи в группах комбинированной направленности осуществляется на основе
содержания «Программы логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.,
которые проводит учитель-логопед:
Разделы программы
Коррекционнообразовательная
деятельность (КОД)

Занятия
- Коррекционно-образовательная деятельность по
формированию
лексико-грамматических
категорий
- Коррекционно-образовательная деятельность по
развитию связной речи.
- Коррекционно-образовательная деятельность по
формированию фонематических процессов и
обучение грамоте

Дети с ОНР зачисляются в группу на два года обучения. Каждый год обучения
условно делится на три периода: I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. II
период обучения: декабрь, январь, февраль. III период обучения: март, апрель, май.
Учебный план базируется на максимально допустимых объемах недельной (годовой)
нагрузки, учитывая возрастные особенности детей с ОНР (подробно раскрываются в
рабочей программе по осуществлению образовательной и коррекционноразвивающей деятельности в группах комбинированной направленности для детей с
ОНР)

Технологические
аспекты
проведения
коррекционно-образовательной
деятельности (КОД) предполагают:
- подгрупповые формы организации детей;
- обеспечение игровой мотивации учебной деятельности;
- использование игровых приемов сосредоточения и привлечения внимания
детей;
- интеграцию содержания различных разделов общеобразовательной и
коррекционной программ дошкольного образования.
В целях усвоения полного объема содержания основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, материал, перечисленной в таблице
непосредственно образовательной деятельности, усваивается и закрепляется в
ежедневной индивидуальной работе по заданию учителя-логопеда, в совместной
деятельности воспитателя с детьми.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена
парциальная программа «Край мой северный Ямальский», разработанная творческой
группой МАДОУ «ДС «Гнёздышко», которая направлена на формирование у
воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем;
развитие чувства принадлежности к своей «малой» Родине – Ямалу; развитие
духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствами традиционной народной культуры родного края. Учитывая возрастные
особенности детей от 2 до 7 лет, весь программный материал распределен на пять лет
обучения.
Данная программа реализуется при проведении непосредственно образовательной
деятельности по освоению образовательных областей «Познавательное развитие»:
образовательный компонент «Окружающий мир» - 1 раз в месяц во всех возрастных
группах; «Речевое развитие» - образовательный компонент «Речевое развитие» - 1 раз
в месяц во всех возрастных группах; «Художественно-эстетическое развитие»:
образовательный компонент «Рисование» - 1 раз в месяц в I, II младшей, средней и
старшей группах; 2 раза в месяц – в подготовительной к школе группе;
образовательный компонент «Лепка», «Аппликация» - 1 раз в месяц во всех
возрастных группах; образовательный компонент «Конструирование» - 1 раз в месяц
в старшей и подготовительной к школе группах.
Работа в данном направлении планируется с учетом местных условий, сезонно бытовых циклов (время года, праздники), зоны «ближайшего развития» и
продолжается в партнерской деятельности педагога и детей, и самостоятельной
деятельности детей через интеграцию образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с
комплексно-тематическим планированием. Тематический принцип построения
образовательного процесса в ДОУ позволяет реализовывать содержание программы,
соблюдая целостность педагогического процесса. В образовательном процессе
используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности:
заочные путешествия по Ямалу, познавательный рассказ педагога, просмотр
видеофильмов, видео презентаций, развивающие и дидактические игры, народные
подвижные игры и забавы, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение

познавательной научно-популярной и детской литературы, знакомство с народноприкладным искусством и т.д. В пространстве группы целесообразно организовать
развивающую предметно-пространственную среду так, чтобы ребенок
имел возможность самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению,
совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание центра
патриотического воспитания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».