1 Содержание I.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.2.Цели и задачи реализации Программы 1.3.Принципы к формированию Программы 1.4.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.5.Планируемые результаты и мониторинг отслеживания динамики развития детей в рамках освоения программы «Край мой северный Ямальский!» II.Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.6.Традиции детского сада и группы по реализации Программы III. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3.2.Распорядок и режим дня 3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Литература 3 3 3 4 5 5 10 10 29 30 30 31 32 32 32 35 35 36 36 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине, к своей «малой» Родине, к родному городу. Особенно актуальна эта тема в нашем городе, так как многие дети приехали в Новый Уренгой из других городов, но они стали жить здесь, на уренгойской земле, поэтому они должны знать все об истории города, его достопримечательностях, о людях, делавших историю и живущих в наше время. Не стоит забывать и об истории края, его коренных народах, их культуре, обычаях, традициях. Ведь они были здесь хозяевами на протяжении многих лет, и мы должны с большим уважением относиться к этому. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. В ЯНАО и в городе Новый Уренгой, в частности, есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности помогает программа «Край мой северный Ямальский!», разработанная творческой группой МАДОУ «ДС «Гнёздышко». Программа «Край мой северный Ямальский», (далее по тексту Программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного учреждения (часть, формируемая участниками образовательных отношений), позволяющая выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Освоение воспитанниками данной программы начинается с 2-х летнего возраста до 7 лет, с учетом их возрастных и психологических особенностей. Обучение проводится на русском языке. 1.2. Цели и задачи реализации Программы Цель программы: формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем; развитие чувства принадлежности к своей «малой» Родине – Ямалу; развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Задачи программы: 1. Обогащать представления детей об истории родного города, края. 2. Развивать познавательный интерес к жизни, быту, обычаям, традициям, фольклору коренных народов Ямала. 3 3. 4. 5. 6. 7. 8. Обогащать представления детей о разнообразии и отличительных особенностях растительного и животного мира Ямала. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Формировать личное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края; создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг. Воспитывать чувство патриотизма и интернациональную толерантность. Формировать эмоционально-положительное отношение к родному краю, его культуре и истории, уважения и терпимости к людям, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, краю. 1.3. Принципы к формированию Программы Программа построена на основе следующих принципов: Принцип гуманизации. Ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Принцип научности. Включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания. Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о родном крае должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Образ родного края для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это незнание для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возрастных особенностей ребенка, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы. Принцип культурологический. Позволяет познакомить детей дошкольного возраста с краеведческой культурой и традициями коренных народов Ямала. Принцип историзма. Реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давнымдавно) и настоящее (в наши дни). 4 Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в образе края, в котором живут, и действовать (или вести себя) в соответствии Принцип преемственности. Сотрудничество с социальными институтами (семьями воспитанников, библиотекой, краеведческим музеем, с центром национальных культур и др.). Принцип комплексно-тематического планирования. Позволяет конкретизировать материал каждого блока Программы. 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Программа «Край мой северный Ямальский» интегрируется в обязательную часть основной образовательной программы дошкольного учреждения, реализуется педагогами в непосредственно образовательной области (согласно учебному плану), и как часть НОД, где выстраивается единая смысловая концепция, в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах, индивидуальной работе с воспитанниками. Работа в данном направлении планируется педагогом в соответствии с ООП МАДОУ «ДС «Гнёздышко», с комплексно – тематическим планированием, разработанным творческой группой ДОУ с учетом местных условий, сезонно - бытовых циклов (время года, праздники), зоны «ближайшего развития». В образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством. В пространстве группы целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду так, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка. Отличительной особенностью программы «Край мой северный Ямальский», является охват весьма широкого круга образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в режиме дня, с учетом учебного плана дошкольного учреждения. Программа позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о крае, в котором они проживают. 1.5. Планируемые результаты в рамках освоения программы «Край мой северный Ямальский», Карта достижений дошкольников I младшая группа У детей сформированы представления: о сезонных изменениях в природе: осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Зимой стало холодно, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой. Летом солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко. 5 о двух животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень, лисица); о двух птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока); о насекомых (комары, бабочки); о растении (мох); о названии северных ягод (морошка, брусника); о бережном отношение к природе: не ломать ветви деревьев; не рвать цветы; наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни. II младшая группа У детей сформированы представления: о сезонных изменениях в природе: осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Птицы улетают, а воробьи и сороки остаются. Зимой стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой. Летом солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко. о двух животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень, лисица); о двух птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока); о насекомых (комары, бабочки); о растении (мох); о названии северных ягод (морошка, брусника); о творчестве писателей Ямала (сказка «Мышонок и олененок» И.Г. Истомина, стихи «Колыбельная морошке» О. Аксенова, «Колыбельную» Ю. Анко, «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» В. Кудрявцевой); о бережном отношение к природе: не ломать ветви деревьев; не рвать цветы; наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни. Средняя группа У детей сформированы представления: о сезонных изменениях в природе: осень рано начинается, она короткая, часто идут дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются, становится холодно, исчезают насекомые, люди собирают ягоды в тундре. Зима рано начинается (еще в осенние месяцы), длинная, очень холодная, ветреная, лед на реке встает рано, птиц почти нет, наметает много снега. Весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках. Лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В конце июня появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы, созревают ягоды, люди собирают грибы, птицы выводят птенцов, а животные - детенышей. о трех животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк; 6 о четырех птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь); три вида рыб (осетр, ряпушка и щука); о насекомых (мошки, мухи, пауки); о лягушке; о лишайнике, ягеле; о полезных ископаемых недр Ямала (нефть, газ); об основном водном пути ЯНАО (реки Обь, Пур, Ледовитый океан); о родном городе (название, улицы города, микрорайоны); о достопримечательностях города; о профессиях горожан; о жилище (чуме) северных народов; о поделках из меха; об истории родного города (название города, частей города, некоторых улиц и микрорайонов города); о названии народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, коми, селькупы); об устном народном творчестве народов Ямала (загадки), стихотворения «Лебеди» и «Полярная сова» П. Салтыкова, «Олененок» П. Ламутского, «Лиса» В. Кудрявцевой, а так же народные сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, «Отчего ворон черный» – мансийская сказка, «Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка, «Черный и белый» и «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомина. о правилах поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц). Старшая группа У детей сформированы представления: о сезонных изменениях в природе: осенью дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет. Весна начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова. Летом наступают полярные дни (почти все время светло, так как день длинный, а ночь короткая). Лето короткое: длится с середины июня до середины августа. Тепло, бывают грозы. Много зелени, растения быстро растут, цветут, плодоносят. Часто бывает ясная или малооблачная погода. Жаркий период лета длится 7 недолго. В тундре созревают ягоды и грибы, которые люди и обитатели тундры собирают и запасают на зиму, птицы и животные выводят потомство. о местоположении на карте рек: Обь, Пур; географическое обозначение городов; Уральские горы; границы ЯНАО; Ледовитый океан и Карское море; о пяти видах животных, живущих на территории ЯНАО (норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь); о шести видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка); о четырех видах рыб (муксун, нельма, хариус, налим); о ягодах и грибах (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка); о полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий); о трех видах насекомых (шмель, комар-долгоножка, мошка); об истории родного города (символика, достопримечательности); об одежде народов Крайнего Севера (бурки, кисы, малица, ягушка, т.д.) называть её, их национальные виды деятельности (охота, оленеводство, рыболовство); о рукоделии народов Севера (резьба по дереву, кости – знакомство с экспонатами); об элементах танцев северных народов; о творчестве народных поэтов и писателей: И.Г. Истомин, Е.Г. Сусой; о пословицах, поговорках и загадок народов ЯНАО (см в таблице). о географии ЯНАО (самая большая река – Обь, местные реки – Тамчара-Яха, Седэ-Яха, Ево-Яха ); об орудиях труда (аркан, силки, гарпун, тынзян, сети и т.д.); о правилах поведения в природе (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья); Подготовительная к школе группа У детей сформированы представления: о сезонных изменениях в природе: сень начинается в середине – конце августа и заканчивается к концу октября – началу ноября. Дни становятся короче, часто идут моросящие холодные дожди, дуют холодные (северные) ветра. Листья деревьев и кустарников меняют окраску, опадают, вянет и желтеет трава и цветы. Исчезли насекомые, птицы улетели. На хвойных деревьях созрели шишки, которые люди и животные собирают и запасают на зиму. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Сформировать у детей представления о том, что замирание жизни растений связано с похолоданием, недостатком тепла, света и влаги. Птицы улетают в теплые края, потому - что дни стали короче, исчезли насекомые, которыми они питаются, замерзли водоёмы, рыбы ушли на зимовку, мигрировали. Питаться птицам стало труднее. Люди и животные собирают ягоды на зиму. Знать об изменениях в жизни животных, связанных с сезонными изменениями. Происходит линька животных и птиц (смена окраски, появляется теплый пух). Зимой холодно, частые морозы, метели, бураны; ветры дуют сильные ветры чаще всего северные, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Часто бывают северные сияния, наступает полярная ночь, так как солнце высоко не поднимается. Зима начинается рано (в конце октября – 8 начале ноября) длится до середины апреля. Деревья и кустарники без листьев, ветки более хрупкие, так как им не хватает тепла, света и влаги. Зимующие птицы приблизились к жилищу человека, так как не могут найти корм для себя в природе. Животные и птицы голодают, поэтому их надо подкармливать. Особенности зимовки куропаток (закапываются в снег, чтобы найти там корм, спрятаться от хищников и холодов). Весной день удлиняется, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Весна короткая и начинается поздно (с середины апреля до середины июня). Набухают почки, появляются листья и цветы, травы. Цвет веток деревьев меняется, так как стало больше света, тепла и влаги от таяния снега. Земля оттаивает (ее можно копать). Небо чаще ясное, безоблачное или малооблачное, солнце поднимается выше и греет сильнее. Ветер чаще дует южный, идут дожди и мокрый снег. Появляются насекомые, птицы прилетают, потому что стало теплее. Появился корм необходимый для животных и птиц, которые в это время готовятся к появлению потомства, сооружают и обустраивают гнезда, норы, т.д. У животных в этот период происходит линька (смена окраса и меха на более тонкий, без пуха). Лето короткое (с середины июня до середины августа) и не жаркое. Жаркая погода стоит не долго (1 – 2 недели). Наступают полярные дни (день длинный, а ночь совсем короткая, на небе часто можно увидеть и солнце, и луну одновременно). Бывают грозы, ветры дуют теплые, южные, не сильные. Растут и цветут растения, созревают ягоды, появляются грибы. Летом животные и птицы выводят потомство, поэтому охота на них запрещена. Летом есть все условия для роста растений (свет, влага, тепло). Из-за нехватки тепла почва до конца не оттаивает. Такая структура почвы называется вечной мерзлотой (оттаивает только верхний слой земли, поэтому корни у растений короткие, расположены в верхнем слое почвы. о пяти видах животных, живущих на территории ЯНАО (морж, кит, соболь, ондатра, тюлень); о семи видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (беркут, орел, утки: шилохвость и чирок-свистунок, полярная крачка, трясогузка, пуночка); о шести видах рыб (пыжьян, щёкур, карась, ерш, окунь, язь); о северных ягодах; о съедобных и несъедобных грибах; о насекомых, обитающих на Ямале; о полезных ископаемыемых ЯНАО и их применение (гравий и песок (для строительства), мрамор и известняки (декоративные и облицовочные камни), торф (для строительства, химического производства, подсобных хозяйств), а так же минералы Урала, ископаемые останки – бивни мамонтов (коллекционное и поделочное сырье); об истории родного города (год основания города и округа); о памятниках, установленных в городе; о географии ЯНАО (знать и находить на карте географические обозначения озер, рек, городов, Уральские горы); об обрядах, праздниках, обычаях народов ЯНАО; о значении оленеводства для народов Ямала (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, панты); 9 1. 2. 3. 4. 5. о средствах передвижения коренных народов Ямала по тундре (олени, собаки, нарты, лодки, лыжи, упряжки, хорей, т.д.); о рукоделии народов ЯНАО (поделки из рогов, дерева, кости, меха, бересты, т.д. – знакомство с экспонатами); особенности кухни народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы); о пословицах, поговорках, приметах, загадках, национальных песнях, народных и литературных сказках народов Севера (см. в таблице); о правилах поведения в природе (костер можно разводить на предварительно очищенной от дерна месте, обязательно его тушить перед уходом, ветки для костра не срывать, а собирать упавшие на землю (хворост), бережно относиться ко всему живому); о том, какое отрицательное воздействие несет цивилизация природе Ямала (разрушение верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами, загрязнение окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами, бесконтрольный вылов рыбы, отлов и отстрел животных и птиц). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Содержание программы расширяет образование ребенка дошкольного возраста в части его социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития. Учитывая возрастные особенности детей от 2 до 7 лет, весь программный материал распределен на четыре года обучения. Программа «Край мой северный Ямальский», включающая такие разделы, как: Животный мир тундры. Растительный мир тундры. История города Новый Уренгой. География полуострова Ямал. Быт, культура и искусство народов Севера. позволит педагогам: в I, II младшей и средней группах дать детям представления о родном крае, городе; о растительном и животном мире края через занятия-путешествия, наблюдения, рассматривание иллюстрационного материала, видеофильмы, сказки, загадки и игры народов Ямала; в старшей группе и подготовительной к школе группах – расширить знания о географии полуострова Ямал, о многообразии растительного и животного мира; познакомить с историей города Новый Уренгой, ЯНАО; дать понятие о традиционных видах деятельности народов Ямала, о труде горожан, продолжить знакомство с фольклором, культурными традициями коренных жителей. Ребенка воспитывает все, что его окружает, поэтому главное значение имеет уклад дошкольной жизни: атмосфера, культура, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание – это воспитание добрым отношением друг к другу, к окружающему миру, ибо «…нравственность постигается и принимается не из чьих-то речей, а из 10 реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик С. «Воспитание по Иванову»). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации к краю, в котором живут; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности при познании особенностей и многообразии природы Ямальской земли; формирование первичных представлений о себе и коренных жителях Ямала, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), представлений Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей ненецкого народа, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий при познании родного края; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к коренным жителям и чувства их принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ненецкого народа; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Речевое развитие является ведущим по реализации Программы и включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой ямальского народа, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ненецких писателей. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства Ямала (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы родного края; становление эстетического отношения к ямальской земле; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ненецких писателей; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта ребенком традиций и культуры коренных жителей Ямала через использование подвижных игр. 11 Первая младшая группа Освоение способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении, бытовой деятельности. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Задачи реализации программы «Край мой северный Ямальский» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Вторая младшая Средняя группа Старшая группа группа Освоение способов Обогащать представления Обогащать представления взаимодействия со детей о профессиях горожан, о детей о профессиях горожан, сверстниками в игре, труде взрослых, построивших о труде взрослых, в повседневном наш город. Формировать построивших наш город. общении, бытовой навыки культурного Формировать навыки деятельности. поведения в общественных культурного поведения в Постепенно приучать местах и безопасного общественных местах и детей к выполнению поведения в социуме и безопасного поведения в элементарных природе. социуме и природе. правил культуры Развивать познавательную Развивать дружеские чувства поведения в детском активность, любознательность, к детям коренных народов саду. творческие способности, севера. Развивать воображение, мышление, Развивать познавательную познавательную коммуникативные навыки. активность, активность, Развивать дружеские чувства к любознательность, любознательность, детям коренных народов творческие способности, творческие севера воображение, мышление, способности, Воспитывать у детей интерес к коммуникативные навыки. воображение, истории города, уважение к Воспитывать у детей интерес мышление, труду людей, обустраивающих к истории города, уважение к коммуникативные наш город. труду людей, навыки. обустраивающих наш город. Подготовительная к школе группа Обогащать представления детей о профессиях горожан, о труде взрослых, построивших и прославивших наш город. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах и безопасного поведения в социуме и природе. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. 12 Первая младшая группа Дать детям элементарные представления об особенностях природы Севера (когда холодно одевать теплые вещи). Учить узнавать на картинке 2 вида диких животных, обитающих в лесотундре, чести тел; дерево (ель) Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Вторая младшая группа Дать детям элементарные представления об особенностях природы Севера. Учить узнавать на картинке 2-3 вида диких животных, обитающих в лесотундре, знать 2 дерева и 2 цветка лесотундры. Узнавать на картинке и называть жилище коренных народов (чум). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Образовательная область «Познавательное развитие» Средняя группа Старшая группа Расширять знания детей о достопримечательностях родного города, учить замечать красоту его улиц, воспитывать чувство гордости за родной край. Приобщать детей к играм народов Севера. Познакомить с особенностями природы Севера (ранний приход осени, долгая снежная, морозная зима, поздняя весна, короткое лето). Расширять представления о растительности родного края: грибы, ягоды. Дать представление об олене (внешний вид, польза человеку). Дать элементарные представления об образе жизни и быте коренных народов Севера (чум, из чего сделан, об одежде коренных жителей, как и из чего она сшита). Развивать познавательную Обогащать представления детей об истории родного города, достопримечательностях города, края, его особенностях. Уточнить знания детей о названиях некоторых городов края. Познакомить с символикой края (флаг, герб). Продолжать обогащать представления детей о растительном и животном мире края, его разнообразии и особенностях. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи. Знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние. Узнавать и называть растения лесотундры: Подготовительная к школе группа Обогащать представления детей об истории родного города, достопримечательностях города, края, его особенностях. Обогащать представления детей о природных богатствах края. Развивать умение детей находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей Обогащать представления детей о жизни, быте, культурных традициях, праздниках коренных народов Ямала. Продолжать знакомить детей с народным фольклором, декоративно-прикладным искусством хантов, ненцев. Продолжать обогащать представления детей о растительном и животном мире края, его разнообразии и особенностях. Знать и называть животных, обитающих на Ямале: звери (морж, соболь, ондатра, тюлень, горностай) птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); 13 активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. Воспитывать у детей интерес к истории края, уважение к коренным жителям края. кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина); деревья (ель, сосна, береза, осина); травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица); ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор). Узнавать и называть животных, обитающих на Ямале: 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица). Знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи). Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы). Знать животных и растения Ямала, занесенные в Красную книгу. Обогащать представления детей о жизни, быте, рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка). Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, карликовая береза, ива); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик, маховик). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей, уважение к коренным жителям края, чувство гордости и любви к родному краю. 14 культурных традициях коренных народов Ямала. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей уважение к коренным жителям края, чувство гордости и любви к родному краю. Первая младшая группа Учить детей рассказывать о том, где они гуляют в выходные дни (на центральной площади города, улицах города, детских площадках, выезжают за Вторая младшая группа Продолжать учить детей рассказывать о том, где они гуляют в выходные дни (на центральной площади города, улицах города, детских площадках, выезжают за город). Называть сою Образовательная область «Речевое развитие» Средняя группа Старшая группа Совершенствовать умение детей рассказывать о самых красивых местах родного города. Продолжать знакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, Продолжать знакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей уважение к коренным Подготовительная к школе группа Продолжать знакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей уважение к коренным жителям края, чувство гордости и любви к родному краю. 15 город). Называть свою группу, имена воспитателей, друзей. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей уважение к коренным жителям края, чувство гордости и любви к родному краю. группу, имена воспитателей, друзей. Познакомить детей с народным фольклором хантов, ненцев (сказки по выбору педагога). Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки Воспитывать у детей уважение к коренным жителям края, чувство гордости и любви к родному краю. коммуникативные навыки жителям края, чувство Воспитывать у детей уважение гордости и любви к родному к коренным жителям края, краю. чувство гордости и любви к родному краю. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Первая младшая Вторая младшая Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа группа группа Изобразительная и Изобразительная и Изобразительная и Изобразительная и Изобразительная и продуктивная продуктивная продуктивная продуктивная деятельность: продуктивная деятельность: деятельность: 16 деятельность: Учить рисовать снежинки, дождь, листопад (нетрадиционные техники рисования) элементы узоров, состоящие из прямых горизонтальных линий и квадратов (оленья тропа). Учить лепить угощения для животных, обитающих в лесотундре (ягоды). Художественная литература: Формировать интерес к устному народному творчеству народов Ямала. Воспитывать интерес к его содержанию. Музыка: Учить передавать в музыкально – деятельность: Учить рисовать элементы узоров, состоящие из прямых горизонтальных линий и квадратов (чум, оленья тропа). Учить лепить животных, обитающих в лесотундре (заяц, медведь). Художественная литература: Формировать интерес к устному народному творчеству народов Севера. Воспитывать интерес к его содержанию. Учить рассказывать содержание с опорой на иллюстрации к книгам. Театрализованная деятельность: Познакомить с элементами узора национальной одежды народов Севера. Продолжать учить изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (чум, головешки, оленья тропа), передавать в работе их колорит. Художественная литература Учить правильно воспринимать содержание ненецких сказок, сопереживать героям. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из ненецких народных сказок, сопереживать героям. Учить понимать содержание стихотворений ненецких авторов; значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Развивать интерес к культуре коренных народов Севера. Театрализованная Узнавать и называть орнаменты народов ханты и ненцы. Использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта (кисы, малица, ягушка). Знать орнаменты: «заячьи ушка», «оленьи рога», «мужская голова», «женская голова». Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви. Художественная литература: Развивать способность детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коренных народов Севера. Формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей Ямала. Познакомить детей с легендами Севера, дающие информацию о быте и труде Знать народные орнаменты, различать и называть их: «медвежьи ушка», «телячьи ножки», «волчий капкан». Использовать орнамент коренных народов Севера в украшении предметов быта, одежды, обуви: ягушка, кисы, сумочка и т.д. Уметь делать поделки из бересты, аппликацию из меха. Художественная литература: Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведений народов Севера. Совершенствовать художественноречевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, драматизации (эмоциональность исполнения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, скромность, трудолюбие, патриотизм, выраженные в традициях коренных народов Севера) Формировать устойчивый интерес к 17 ритмических движениях и музыкальных играх образы животных и птиц, обитающих на Ямале (медведь, заяц, олень, птицы). Создавать атмосферу радости от умения передавать музыкальные образы в игре. участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Учить передавать в музыкально – ритмических движениях и музыкальных играх образы животных и птиц, обитающих на Ямале (медведь, заяц, лисица, олень, птицы). Создавать атмосферу радости от умения передавать музыкальные образы в игре. Познакомить с национальным инструментом – бубен, использовать его в игре. деятельность: Участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Познакомить детей с музыкальным творчеством хантыйского народа, его колыбельными песнями, учить подпевать отдельные мотивы. Продолжить знакомить с музыкальными народными инструментами (бубен, колокольчик). Использовать их в музыкальных играх, в подыгрывании народной музыки (оркестр). Продолжить учить детей выразительно передавать в музыкально-ритмических движениях образы животных и птиц Ямала. коренных народов. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству жителей Севера. Театрализованная деятельность: Участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Продолжать знакомить детей с творчеством хантыйского народа, характером исполнения народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки). Сопровождать пение игрой на бубне. Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни. Прививать уважение к традициям и обычаям коренных жителей Ямала. устному творчеству жителей Ямала. Театрализованная деятельность: Участвовать в театрализованных постановках по мотивам ненецких народных сказок. Музыка: Расширять знания детей о народной музыке коренных народов Ямала. Узнавать мелодии знакомых песен (колыбельная, бытовая). Знать и исполнять песни современных композиторов о северном крае. Изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использовать народные игры в самостоятельной деятельности. 18 Первая младшая группа Развивать разнообразные виды движений, учитывающие особенности игр народов Ямала (прыжки на двух ногах, ползание, и т.д.). Вторая младшая группа Развивать разнообразные виды движений, учитывающие особенности игр народов Ямала (прыжки на двух ногах с места, метание кольца на кеглю и т. д.). Образовательная область «Физическое развитие» Средняя группа Старшая группа Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, энергично отталкиваться и приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед необходимые при проведении игр коренных народов Ямала (прыжки через нарты и т.д.). Учить точному броску в движущуюся мишень для развития навыков «охотников», являющихся основными в национальных играх северного народа. Развивать волевые качества, присущие коренным народам Ямала: выносливость, быстроту («Каюр и собаки»). Учить навыкам, необходимым в играх, отражающих промыслы коренных народов (оленеводы, охотники), а именно: сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом («Куропатки и охотники»). Подготовительная к школе группа Продолжать развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить набрасывать кольцо (обруч, веревочную петлю) для развития ловкости и глазомера, присущие героям национальных игр (оленеводы, охотники). Совершенствовать умение прыгать на двух ногах через несколько препятствий (нарты). Развивать мышечную силу рук, через использование игр, отражающих профессию рыбака. 19 Таблицы распределения программного материала Программный материал распределен по каждому разделу в каждой возрастной группе. Таблица 1 Животный мир тундры Птицы Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Насекомые 1. Воробей 1. Северный олень 2. Бурый медведь 3. Белка 1. Воробей 2. Сорока 1. Белый медведь 2. Черно-бурая лисица 3. Волк 1. Серая ворона 2. Серый гусь 3. Белая сова 4. Тундровой лебедь 1. Осетр 2. Ряпушка 3. Щука 4. Травяная лягушка 1. Мухи 2. Мошки 3. Пауки Олень Лось Лисица Песец Белый медведь Бурый медведь 1. Сорока 2. Кукушка 3. Кулик-воробей 4. Чайка (холей) 5. Синица 6. Куропатка белая 1. Муксун 2. Хариус сибирский 3. Нельма 4. Налим обыкновенный 5. Зимовка рыб, лягушки травяной 1. Шмель 2. Жужелица 3. Комар – долгоножка 4. Бабочки: крапивница и бражник Старшая группа I младшая группа 1. Заяц 2. Лисица II младшая группа Животные Средняя группа Возрастна я группа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. Комар 1. Комары 2. Бабочки 20 Подготовительная к школе группа 1. Морж 2. Кит 3. Соболь 4. Ондатра 5. Тюлень 1. Кулик 2.Кедровка 3.Глухарь 4.Чайка 5.Баклан 1. Щёкур 2. Пыжьян 3. Карась золотой 4. Ерш обыкновенный 5. Окунь обыкновенный 6. Язь 7. Миграция и нерест рыб 8. Змеи 9.Ящерица 10.Лягушка 1. Слепни 2. Бабочки: траурница, медведица, бархатница Таблица 2 Растительный мир тундры Деревья, кустарники, цветущие растения, травы, мох и лишайники Грибы и ягоды 1. Ель сибирская 2. Одуванчик 1. Мухомор 2. Брусника Средняя группа 1. Береза 2. Ель сибирская 2. Мох 3. Одуванчик 1. 2. 3. 4. Сосна Кедр Ягель Ромашка 1. 2. 3. 4. Брусника Голубика Подберезовик Мухомор красный Старшая группа II младшая группа I младшая группа Возрастна я группа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ель Сосна Береза Осина Мох Лишайник Ягель Кубышка 1. 2. 3. 4. 5. Клюква Черника Подосиновик Волнушка Сыроежка 21 Подготовительная к школе группа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Ель Сосна Осина Карликовая береза Можжевельник Шиповник Багульник Пижма Иван – чай Пушица Хвощ Подорожник Ягель Мох 1. Клюква 2. Голубика 3. Черника 4. Брусника 5. Морошка 6. Маслята 7. Сыроежка 8. Подберезовик 9. Боровик Таблица 3 Правила поведения в природе I младшая группа Воспитание бережного отношения к природе: не рвать цветы; не ломать ветви деревьев; учиться ухаживать, наблюдать за растениями и животными в уголке природы. II младшая группа Сформированность представлений Воспитание бережного отношения к природе: не рвать цветы; не ломать ветви деревьев; учиться ухаживать, наблюдать за растениями и животными в уголке природы. Средняя группа Возрастна я группа не мусорить в тундре; ходить только по тропе; не шуметь в лесу, тундре; подкармливать птиц. 22 Старшая группа Нельзя: убивать насекомых; разрушать паутину; разорять птичьи гнезда; рвать грибы, уничтожать ядовитые грибы; брать в руки и уносить домой обитателей тундры; бесконтрольно и самовольно вырубать деревья и кустарники, рвать цветы. Подготовительная к школе группа правила разведения костра; о взаимосвязи между экосистемами; об отрицательном воздействии цивилизации на природу Ямала: о разрушении верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами; о загрязнении окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами; о бесконтрольном вылове рыбы, отлове и отстреле животных и птиц. Таблица 4 Мой город Новый Уренгой 1.Название детского сада 1.Название города. 2. Улица, на которой ты живешь. Средняя группа I младшая группа История города Новый Уренгой II младшая группа Возрастная группа 1. Название города, микрорайонов, улиц города. 2. Достопримечательности города - Северная и южная часть - Городская площадь - Аэропорт - Железнодорожный вокзал 23 Средняя группа Старшая группа 1. Герб города 2. Флаг города 3. Достопримечательности города: - Городская площадь - Площадь Памяти - Памятник семьи - Стелла - Храм Серафима Саровского - Богоявленский Собор - Мусульманская мечеть - МБОУ «СШ №5» 4. Профессии горожан (бурильщик, газодобытчик, оператор, слесарь и т.д.) Подготовительная к школе группа - Виадук - Деловой центр «Ямал» - КСЦ «Газодобытчик» 3. Профессии горожан (строитель, врач, водитель, учитель, полицейский) 1.Год основания города 2.Администрация города 3. Памятники: - С.О. Оруджеву; - пионерам освоения Нового Уренгоя; - бородинскому хлебу. 4. Образовательные учреждения в городе 5. Медицинские учреждения 6. Градообразующие предприятия (ГДЯ, ГДУ) Таблица 5 Занимательная география полуострова Ямал Группа География ЯНАО Реки, водоемы, озера, море и океан Полезные ископаемые Средняя группа 1. Находить на карте 1. Иметь представление о 1. Нефть город Новый реках (Обь, Пур), 2. Газ Уренгой Ледовитом океане. Старшая группа 1. Географическое 1. Местные реки: Тамчара- 1. Бурый уголь обозначение города Яха, Седэ-Яха, Ево-Яха; 2. Песок 2. Уральские горы 2. Находить на карте реки 3. Гравий 24 3. Границы ЯНАО Подготовител 1. Географические ьная к школе обозначения группа городов, рек, озер, Уральские горы 2. Минералы Урала (Обь, Пур), Ледовитый океан и Карское море 1. Находить на карте 1. Гравий и песок географическое (для строительства) обозначение озер, рек, 2. Торф (для Уральских гор. строительства, химического производства, подсобных хозяйств) 3. Ископаемые останки - бивни мамонтов (коллекционное и поделочное сырье) Таблица 6 Быт, культура и искусство коренных народов Ямала Средняя группа II младшая группа I младшая группа Группа 1. Быт, культура и искусство коренных народов Ямала Литературные сказки (по выбору педагога) 2. Литературная сказка И.Г. Истомина, стихотворения О. Аксенова, Ю. Анко, Ю.Н. Шесталова, В. Кудрявцевой 3. Музыкальные инструменты (бубен) 1. 2. 3. Название этносов Ямала (ханты, ненцы, коми, селькупы) Жилище северных народов (чум) Устное народное творчество (загадки, сказки), творчество писателей и поэтов (И.Г. Истомин, П. Салтыков, П. Ламутский, В. Кудрявцева) 4. Музыкальные инструменты (бубен, колокольчик) 5. Поделки из меха (знакомство с экспонатами музеев и выставок) 25 Старшая группа Одежда народов Крайнего Севера Национальные виды деятельности (оленеводство, рыболовство, охота) Орудия труда (аркан, силки, тынзян, гарпун, сети и т.д.) Элементы танцев северных народов Резьба по дереву и кости (знакомство с экспонатами музеев и выставок) Народные поэты и писатели (И.Г. Истомин, Е.Г. Сусой, Ю.Н. Шесталов, П.А. Явтысый, Г. Лазарев, П. Салтыков). Знакомство с их произведениями 1. Значение оленеводства для народов Севера (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, пантов) Средства передвижения коренных народов (олени, собаки, нарты, лодки, лыжи, упряжки, хорей, т.д.) Рукоделие народов Крайнего Севера Обряды, праздники, обычаи народов Севера Кухня народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы) Песни народов Севера («Тетель – ветель», «Олененок Авка») Народные поэты, писатели (Лапцуй Л.В., Ругин Р.П., И.Н. Шесталов, И.Г. Истомин, П. Салтыков, Ю. Вэлла). Знакомство с их произведениями Подготовительная к школе группа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Таблица 6. Ознакомление детей с литературным словом коренных народов Ямала Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Сказки По выбору педагога I младшая группа 1. «Мышонок и олененок» – И.Г. Истомин II младшая группа ре дн яя гр уп па С Стихи Литературные загадки: 1. «Отчего у зайца 26 1. «Олень» Ю. Шесталов 2. «Зайчишка» В. Кудрявцева 3. «Колыбельная морошке» О. Аксенова 4. «Колыбельная» Ю. Анко 1. «Лебеди» «Четыре брата – старшему брату кланяются. Как вместе сойдутся, – любое дело сделают» – пальцы руки; «По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может» – лодка; «Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит» – собака; «Она как снег от солнца прячется. А мышки от нее» – сова; «Длинноухий модник: летом – в сером кафтане бегает, а зимой – белую шубку надевает» – заяц. Старшая группа 1. Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас. 2. Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей. 3. Я услышал стук копыт, значит, по тундре кто-то спешит. 4. Гагара на воде кричит – дождя накликает. 5. Много грибов – много белок будет. 6. Не будь жадным, и не останешься одиноким. 7. Со злым человеком поведешься – добра не наберешься. 8. Много ягод на рябине – к теплой зиме. 9. Не торопи лед, сам уплывет. 10. Лес наш поилец-кормилец. 11. Два брата в воду смотрят, никогда не упадут (Берега реки) 12. Летом красным сукном одета, на одной ножке стоит (Морошка) 13. Сквозь землю прошел, русскую шапку нашел. (Гриб) 27 уши длинные» П. Салтыков – мансийская 2.«Полярная сказка сова» 2. «Отчего ворон П. Салтыков черный» 3. «Олененок» – мансийская П. Ламутский сказка 4. «Лиса» 3. «Мышка» В. Кудрявцева – ненецкая сказка 4. «Зайчик» – хантыйская сказка 5. «Черный и белый» – И.Г. Истомин 6. «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомин 1. «Гордый олень» – мансийская сказка 1. «Как собака стала другом человека» Л. Лапцуй 2. «Берестяной нос» – мансийская сказка 2. «Мой друг» Л. Лапцуй 3. «Кукушка» – ненецкая сказка 4. «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомин 5. «Встреча двух времен года» Е.Г. Сусой 6. «Первые заморозки» – Е.Г. Сусой 3. «Лиственница» Г. Лазарев 4. «Птица счастья» П. Салтыков 5. «Кулик» Ю. Шесталов 6. «Гагара» Ю. Шесталов 7. «Чайка» Ю. Шесталов 14. Пять братьев одному кланяются 15. (Пальцы рук) 16. Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка) 17. Идет, идет, а следа не видно (Лодка) Литературные загадки: «В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье?» – олень. «Олень от них убегает, а они не отстают» - нарты «Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут!» – лыжи. «Из пуховой одежды мамы для детишек мягкая постелька постелена» – гнезд. «Десять черных бусинок на одной веточке висят» - черник. «С неба летит, - пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет, – плачет» - снег. «От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут, – плачут и растут» – сосульки Подготовительная к школе группа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Слово, что лжет, далеко не 1. уйдет. Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный. Собаки воют – волки близко. Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым. 2. Кто хорошо работает и учится, тому на людей смотреть не стыдно. Сеткой воды не зачерпнешь. Холодное лето теплее теплой 3. зимы. Гусь на хвосте снег несет. На Родине тебе и дерево 28 8. «Песец» П. Явтысый «Девочка 1. «Сказка про ростом луну» с веретенце» – Ю. сказка народа Шесталов коми 2. «Если солнце, «Кошка и как брусника…» – белка» Ю. Шесталов – селькупская 3. «Авка» сказка И.Г. Истомин 4. «Пуночка» – «Сова и П. Салтыков куропатка» – 5. «Песец» – И.Г. Истомин П. Салтыков 6. «Пушица» – улыбнется. 10. В безбрежном море щепка плавает (Луна) 11. В одном гнезде 4 яйца, в каждом яйце по семь птенцов (Месяц, неделя, день) 12. Невидимо придет, невидимо уйдет (Сон) 13. Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный (Хорей) Литературные загадки: «Лес не лес, туча не туча – то по тундре кочует, то на одном месте кружится» - оленье стадо. «Волшебник на железе посредине чума сидит – и угостить может, и укусить может» – огонь очага. «С молчаливым – оно молчит, с крикуном – кричит, а самого не увидишь» – эхо. П. Салтыков 7. «Иван-чай» – П. Салтыков 8. «Соболь» – В. Кудрявцева 9. «Эдейка» отрывки из поэмы Л. Лапцуя 10. «Салехард» – Р. Ругин 11. «Боль вторая» – Ю. Вэлла 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы При реализации данной Программы, педагогу необходимо: продумывать использование полиэтнической среды региона, что будет являться методологической основой, обеспечивающей этнокультурную социализацию дошкольников; продумывать содержание и организацию совместного образа жизни детей в познании родного края, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; предусматривать принцип интеграции форм образовательной деятельности с детьми, принцип интеграции всех видов детской деятельности. творчески подходить к выбору средств реализации; ежедневно планировать образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о ямальском крае; взаимодействовать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития дошкольников в процессе приобщения детей к краеведческой культуре и традициям северного народа. Формы, методы и средства, применяемые педагогом Формы Методы Средства групповые объяснительно дидактический и иллюстративный демонстрационный индивидуальные материал словесный 29 частично-поисковый исследовательский; нагляднодемонстрационный проблемный. компьютер картосхемы, алгоритмы, модели обследования предмета, мнемотаблицы моделирование ситуаций 2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Особенностью образовательной деятельности разных видов и культурных практик по реализации Программы «Ямал – наш дом родной» выступает принцип ориентировочной функции знаний. Задача состоит в том, чтобы помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятой детям и принимаемой ими. В ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка значимым является появление образовательного результата (продукта), это может быть использование: детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы Программа предусматривает применение эффективных форм работы для поддержки детской инициативы: непосредственно образовательная деятельность; познавательный рассказ педагога с постановкой проблемной ситуации; проектная деятельность; заочные путешествия по ямальской земле; совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование с объектами неживой природы ямальской земли; совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы Ямала; самостоятельная деятельность детей в центрах развития. 30 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации программы «Край мой северный Ямальский» Организуемая работа с семьей по Программе помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Используются разнообразные формы работы: участие в проектах, подготовка к экскурсиям, изготовление альбомов, плакатов, фотосессий и пр. Дата Тема Содержание работы «Люблю тебя, горжусь 1. Участие в праздновании Дня города. тобой, 2. Участие в литературной композиции «Мой мой вечно юный Уренгой!» любимый город» 3. Создание фотоальбома «Мой юный Новый Уренгой». 4. Изготовление макета микрорайона, где находится детский сад. 5. Организация тематической выставки рисунков «Я люблю свой город Уренгой», посвященная дню рождения города. «Краски уренгойской 1. Экскурсии по микрорайону. осени» 2. Туристический поход в тундру. 3. Изготовление гербария. 4. Участие в выставке совместных творческих работ «Разноцветная осень» 5. Создание фотоальбома «Золотая осень на Ямале». 6. Праздник «Осень в гости к нам пришла» «Животный мир Ямала»1. Посещение мини-зоопарка в Детской экологической станции 2. Создание фотоальбома «Животный мир Ямала» 3. Создание Красной книги. 4. Развлечение «Медвежьи игрища» «Зимушка-зима в гости к нам1. Выставка совместных творческих работ пришла» «Зимушка хрустальная» 2. Презентация сказок «Приключения в зимнем лесу» «Пернатые Ямала» 1. Создание альбома «Птицы на Ямале». 2. Создание Красной книги. 3. Создание коллажа «Кто с нами зимует» январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь 2.5. ь феврал «Подводное царство 1. Создание фотоальбома «Подводное царство» Ямала» 31 март апрель май «Путешествие в стойбище» 1. 2. 3. 4. 5. «Растительный мир 1. Ямала» 2. 3. 4. «Сказки, легенды народов1. Ямала» 2. 3. Посещение праздника народов Севера Создание макета «Стойбище оленеводов» Создание альбома «Орнаменты Ямала» Изготовление народных игрушек Бисероплетение Участие в выставке совместных творческих работ «Чудеса Земли» Создание альбома «Растительный мир Ямала» Создание Красной книги. Трудовой весенний десант Создание сборника «Сказки народов Ямала» Театрализованные постановки по мотивам народных сказок Создание русско-ненецкого разговорника 2.6. Традиции детского сада и группы по реализации Программы При проведении образовательной деятельности по реализации программы ««Край мой северный Ямальский» используется кукла Окси, в костюме коренных жителей Ямала, которая приносит сюрпризы детям в виде новых сказок ямальского народа; дает различные задание (например, создать мини-музей «Под северным сиянием»); дарит новые дидактические и подвижные народные игры; рассказывает о традициях и обрядах ненцев; слушает рассказы и презентации детей и их родителей о родном крае и мн.др. Посещение краеведческого музея Дома детского творчества Участие в празднике коренных народов Севера. Участие в ежегодных акциях «Посылка детям - тундровикам». Изготовление поделок и сувениров ко дню рождения города Новый Уренгой и празднику Севера. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально – техническое обеспечение Программы. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Обеспеченность материальным оборудованием и средствами обучения Мини-музей Герб, флаг ЯНАО. «Край мой Макет чума, сани, оленьи рога, разнообразные предметы быта: северный посуда, одежда, полозья. Ямальский» Фотоальбомы В. Коянто «Северные зори»; П.Уткин «Народные художественные промыслы России»; А.Валов «Тобольская резная кость», Ю. Надточий «Тобольский музей-заповедник» Альбомы: «Мой край», «Символика края», «Стойбища ненцев», «Северная природа», «Животные Ямала», «Национальные орнаменты народов Ямала»; «Фольклор народов Севера»; 32 куклы в национальной одежде. Музыкальный Интерактивная доска, ноутбук зал Аудио, медиотека и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера - аудиозаписи песен о г. Новый Уренгой, ЯНАО. Физкультурный Атрибуты к народным подвижным играм: «Перетяни палку», зал «Олени и волки», «Хейро», «Прыжки через нарты» (канат, палки, шапочки, налобные повязки и т.д.) Центр Интерактивная доска, ноутбук патриотического Видеопрезентации: «Путешествие по Ямалу», «Кто на Ямале воспитания в живет», «Растительный мир Ямала», «Животный мир Ямала», групповой комнате «Путешествие по улицам города», «Стойбища оленеводов». Детский атлас мира; карта России, ЯНАО; Альбомы: «Мой край», «Символика края», «Стойбища ненцев», «Северная природа», «Животные Ямала», «Национальные орнаменты народов Ямала»; «Фольклор народов Севера»; куклы в национальной одежде; иллюстрационный материал по теме: «Ямал»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в тундре», «Что растет в тундре», «Времена года», «Напиши правильно адрес», «Угадай по описанию», «Разукрась малицу» и т.д.; атрибуты к подвижным играм: «Перетяни палку», «Олени и волки», «Хейро», «Прыжки через нарты» (канат, палки, шапочки, налобные повязки и т.д.) Материал для продуктивной творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и т.д. Методическое обеспечение программы Методические пособия для педагогов Литература для детей 1. Баранникова О. Н. Уроки1. Дудников Н.М. Мой дом Север. Сказки, гражданственности и патриотизма в легенды. / «Европа-печать и детском саду: Практическое пособие. – издательстов» ЕООД, София ТОО М.: АРКТИ, 2007. «Виланд», 1996 2. Вишневская В. Н. Программа духовно2. Мазуревич С.А. Популярная патриотического воспитания детей 5-7 лет энциклопедия «Все обо всем», ЧП «Свет Руси»: пособие по реализации «Издательство «СКИФ», 2007 государственной программы 3. Почемучка. М.: «Педагогика», 1991 «Патриотическое воспитание граждан4. Приходько М., Приходько О. «Хомани», Российской Федерации на 2001-2005 СПб: ИД «Светлячок» 1998; годы». – М.: АРКТИ, 2004. 5. Расскажи мне сказку, М.: «Просвещение», 3. Евдокимова Е. С. Педагогическая 1993 поддержка семьи в воспитании6. Сказки народов Севера. М.: дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. «Просвещение», 1994 33 4. Журавель Н. М. Краеведение Ямало7. Ненецкого автономного округа, Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003. 8. 5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт.- сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина 9. и др. – М.: АРКТИ, 2003. 10. 6. Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. 7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. 8. Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 200 Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 9. Фёдорова Л. В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003. 10. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008. 11. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г. А., Васильева В. И. Издательство «Малыш», 1991. 12. Евдокимова Т.С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №6/2002. 13. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006.Управление ДОУ 2006 № 8. 14. Коротовских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006. 15. Маханева М.Д. Нравственно34 Смирнов Г.А. Сказки народов Сибири. Красноярск, издательство «Витал», 1992; Аудио кассеты с записью северных мотивов, народных песен коренных народов; CD диск «Лесные ненцы» DVD диск «Мой Ямал». патриотическое воспитание дошкольников. Журнал «Управление ДОУ» №1/2005. 16. Борко Т.Н., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. Тюмень, 2002. 17. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию / под ред. Л.А. Кандрыкиной.- М.: «Сфера», 2003. 18. Козлова С..А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000. 19. Королькова О.А. Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала. М. Управление ДОУ №8/2008 20. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы: уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» СП-б., 2005. 21. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. 22. Шешкин П.Е., Шабалин И.Д. Мансийские орнаменты. СП-б., 1993. 23. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил. 3.2. Распорядок и режимы дня Отличительной особенностью программы «Край мой северный Ямальский» является охват весьма широкого круга образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в режиме дня, с учетом учебного плана дошкольного учреждения (см. основную образовательную программу дошкольного учреждения, раздел: распорядок и режимы дня). 3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий отражено в комплексно-тематическом планировании по осуществлению образовательной деятельности (приложение 1), где в основу ставятся такие праздники как: «Праздник 35 народов Севера», «День Оленевода», «День рыбака», «Медвежьи игрища», «Праздник Вороны». 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды заключается в ее преобразовании таким образом, чтобы она представляла собой развивающий и воспитательный характер. Несла познавательную информацию и предусматривала формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с ямальским краем. *Примечание: преобразование ППРС в каждой возрастной группе происходит в соответствии с комплексно-тематическим планированием. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Литература Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. Журавель Н. М. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа, Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт.сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М.: АРКТИ, 2003. Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: ЛинкаПресс, 2003. Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 200 Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. Фёдорова Л. В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г. А., Васильева В. И. Издательство «Малыш», 1991. Евдокимова Т.С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №6/2002. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006.Управление ДОУ 2006 № 8. Коротовских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006. 36 14. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Журнал 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. «Управление ДОУ» №1/2005. Борко Т.Н., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. Тюмень, 2002. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию / под ред. Л.А. Кандрыкиной.- М.: «Сфера», 2003. Козлова С..А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000. Королькова О.А. Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала. - М. Управление ДОУ №8/2008 Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы: уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» СП-б., 2005. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. Шешкин П.Е., Шабалин И.Д. Мансийские орнаменты. СП-б., 1993. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, № 2/02-2013г. 13. Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. Интернет-ресурсы 37