1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 1.1. Сведения о программе 1.2 Цели и задачи программы «Маленький альпинист» 1.3. Возрастные особенности 1.4. Принципы и подходы 1.5. Планируемые результаты освоения программы. 1.6. Система оценки результатов освоения программы. 2. Требования техники безопасности перед началом непосредственнообразовательной деятельности 3. Правила техники безопасности при проведении непосредственнообразовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке) 4. Требования техники безопасности при возникновении аварийных ситуация в процессе непрерывной образовательной деятельности на скалодроме. 5. Требования техники безопасности после проведения непрерывной образовательной деятельности на скалодроме. 6. Инструкция по обслуживанию скалодрома. 7. Методические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием «Альпийской стенки». 8. Основные принципы развития силы юного скалолаза. 9. Основы тренировочного процесса (основы тренировки). 10. Литература. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 2 1. Пояснительная записка. 1.1. Сведения о программе Данная дополнительная общеразвивающая программа «Маленький альпинист» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом нормативных документов: Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28 сентября 2020г. № 28; «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (письмо Министерства образования науки Российской федерации от 18.11.2015г. № 09-3242); «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003г. № 28-02-484/16). Актуальность программы: В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности здоровье детей ухудшается. Благополучие детей неразрывно связанно с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие физической культурой, которое имеет воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение. Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу. Этот спорт возник из альпинизма и является одной из его техник. Однако, цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс преодоления препятствий. Скалолазание – уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремленности, собранности, взаимопониманию. Между тем, скалолазание получило признание не только как соревновательный вид спорта, но также возросла его общественная роль, в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, которые разрабатываются для людей с ограниченными возможностями. Стремительное развитие и распространение, которое также было отмечено и во многих развивающихся странах, еще раз доказывает, что этот вид спорта может стать новым альтернативным видом активности для людей всех возрастов со всего земного шара. Срок реализации программы рассчитан на один год. Число воспитанников в группе составляет до 15 человек. Программа рассчитана на 58 занятий в год. Занятия по программе «Маленькие скалолазы» проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия с детьми среднего дошкольного возраста- 20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста – 25-30 минут в соответствии с нормами СанПиН. Новизна опыта заключается в применении интерактивных технологий, позволяющих 3 решать образовательные задачи в движении (скоростных, силовых, гибкости, ловкости и координации). Интерактивный скалодром позволяет одновременно совершенствовать физические навыки, тренируя все группы мышц, развивать мышление, воображение, память и внимание. Пока дети занимаются скалолазанием на Интерактивном скалодроме – решаются педагогические задачи. Дошкольники ловко взбираются по вертикальной поверхности и решают логические задачки, учатся различать цвета и формы, считают, анализируют и выбирают верные ответы быстро и в постоянном движении, и ничто не может остановить маленького исследователя на пути к цели. Дети могут работать как индивидуально, так и в команде. Оказываясь в пространстве скалодрома, ребёнок словно попадает в другой мир: благодаря невероятной графике он отправляется в межгалактическое путешествие, мгновение, и вот уже он собирает урожай у бабушки в деревне. 1.2 Цели и задачи программы «Маленький альпинист» Цель: Обучение скалолазанию длительный и сложный процесс, цель которого – планомерное совершенствование всех навыков необходимых для успешного лазания: развитие силы, техники, выносливости, хорошей координации, логического мышления, ориентировки в пространстве. Задачи: Оздоровительные: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. - способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей. Образовательные: - познакомить детей с историей становления спорта скалолазание, -познакомить детей с разными видами скалолазания, -учить правила и технику безопасности, нахождения на занятии по скалолазанию. Развивающие: - развивать координацию движений, выносливость, силу, логическое и тактическое мышление, ориентировки в пространстве. -развивать личностные качества воспитанников -развитие инициативности и самостоятельности. Воспитательные: формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели. формирование морально-этических норм спортивного поведения. 1.3. Возрастные особенности Значимые для реализации программы характеристики: логическое мышление, сила, выносливость, ориентация в пространстве. Для детей лазание - один из способов познания. Их желание видеть окружающий их мир с высоты естественно! Лазание у ребенка в крови: у него всегда присутствует желание лазать по деревьям, заборам. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе лазание. В старшем дошкольном возрасте 4 дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. У старших дошкольников интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. По данным М.Ю. Кистяковской, З.С. Уваровой 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения непосредственно образовательную деятельность по обучению детей элементам скалолазания. 1.4. Принципы и подходы: • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства; • реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности; • принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации дошкольного образования; • принцип гармоничности образования; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • сотрудничество Организации с семьёй; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Основные принципы развития силы юного скалолаза. Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением. Принцип возрастающих нагрузок является очень важным, т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально. 1.5. Планируемые результаты освоения программы. Обучение скалолазанию длительный и сложный процесс, цель которого планомерное совершенствование основных физических качеств: выносливости, скорости, силы, гибкости, координации, быстроты реакции, качеств, присущих непосредственно скалолазанию: умение ориентироваться на маршруте, запоминать сам маршрут и характер зацепок, умение проходить его самым рациональным способом. Скалолазание развивает не только тело, но и логическое мышление, ведь при прохождении маршрутов невозможно бездумно хвататься за все подряд. От того, за какой выступ ребенок зацепится, и куда поставит ногу, будет зависеть успех всего восхождения. Скалолазание учит концентрировать внимание на достижении цели, вырабатывает умение быстро принимать решения в критических ситуациях. Кроме этого, скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремленности, собранности, взаимопониманию. В условиях восхождения, ребенок постепенно преодолевает страх высоты. Кроме того, постепенно учится спокойно решать задачи в условиях небольшого стресса. В результате таких занятий у дошкольников развивается спокойный и уравновешенный характер, который поможет им в дальнейшей жизни. 5 Воспитанники с огромным удовольствием посещают занятия, ведь для них это не только спорт, но и безопасная и очень интересная игра, позволяющая преодолевать серьезные препятствия. Использование скалодрома позволяет повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание непосредственно образовательной деятельности и совершенствовать физическую подготовленность воспитанников в условиях ДОУ. 1.6.Система оценки результатов освоения программы. Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня физической подготовленности ребенка. Критерии оценки выполнения: 3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; 2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован; 1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении; 0 баллов – отказ от выполнения движения. Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения Мальчики Девочки Скоростные Бег 30 м. качества Скоростно- силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 100 см) Прыжок в высоту с места (не менее 15 см) Бег 30 м. Выносливость Бег 120 м Бег 90 м Силовые качества Сгибание разгибание рук в Сгибание разгибание рук в упоре лежа (7-10 р) упоре лежа (4-6 р) Силовая выносливость Координация Вис на Вис на перекладине перекладине Челночный бег (3 Челночный бег (3 по 5м) по 5м) Наклон вниз из положения Наклон вниз из положения стоя на гимнастической стоя на гимнастической скамейке (колени не скамейке (колени не сгибать) сгибать) Гибкость Прыжок в длину с места (не менее 90 см) Прыжок в высоту с места (не менее 15 см) 2. Требования техники безопасности перед началом непосредственно-образовательной деятельности Перед началом проведения непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме помещение необходимо проветрить. Педагог обязан проверить состояние скалодрома на наличие дефектов, при обнаружении 6 которых следует немедленно обратиться к рабочему по обслуживанию здания. Педагог обязан проверить помещение на отсутствие посторонних предметов и плотное прилегание матов согласно пункту 1.5. настоящей инструкции. Перед началом непосредственно-образовательной деятельности необходимо проконтролировать наличие у детей удобной спортивной формы и спортивной не скользящей обуви. 3. Правила техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке) Проведение непрерывная образовательной деятельности разрешается только малыми подгруппами (2 - 3 человека) в индивидуальном порядке. Недопустимо нахождение посторонних лиц, кроме педагога и занимающихся около скалодрома. Скалодром должен быть расположен таким образом, чтобы при срыве исключить падение ребенка на примыкающие к скалодрому конструктивные элементы зала. Под скалодромом не должны находиться посторонние предметы (скамейки, стулья и т.п.) во избежание травматизма. Педагогу запрещается во время страховки совершать какие-либо действия, не связанные с осуществляемой страховкой, и отвлекаться на постороннее общение. Запрещается лазанье по скалодрому на любой высоте в отсутствии матов. Маты должны плотно примыкать друг к другу и иметь общую покрышку. В случае отсутствия общей покрышки щели между матами должны быть перекрыты во избежание возможного травматизма. Запрещается спрыгивание со скалодрома с любой высоты. Страхующий педагог обязан внимательно следить за действиями страхуемого ребенка и своевременно предупреждать его в случае возникновения опасной ситуации Занимающимся (кроме страхующего) запрещается находиться в зоне возможного падения на маты лазающих детей. Запрещается одновременное нахождение двух и более детей на скалодроме. Педагог несет ответственность за жизнь и здоровье, занимающихся с момента начала и до момента окончания непосредственно-образовательной деятельности. 10 Педагог обязан обеспечивать соблюдение детьми всех вышеперечисленных правил и требований данной Инструкции. 4. Требования техники безопасности при возникновении аварийных ситуация в процессе непрерывной образовательной деятельности на скалодроме. В случае возникновения аварийной ситуаций, угрожающей жизни и здоровью детей, принять меры к их срочной эвакуации, согласно плана. Сообщить о происшедшем администрации и приступить к их ликвидации. В случае травматизма немедленно оказать первую медицинскую помощь, сообщить о случившемся администрации и родителям; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу. 5. Требования техники безопасности после проведения непрерывной образовательной деятельности на скалодроме. После окончания непосредственно образовательной деятельности в группах педагог обязан вывести детей из зала, где расположен скалодром. Обеспечить проведение влажной уборки и проветривания помещения. Проверить техническое состояние скалодрома и закрыть его страховочными матами. 7 6. Инструкция по обслуживанию скалодромов. Скалодром должен быть прочно зафиксирован на стене, и все крепежные материалы, должны быть надежно зафиксированы во избежание саморазвинчивания. Скалодром должен быть закрыт страховочными матами, в те дни, когда непосредственнообразовательная деятельность по скалолазанию зафиксированы плотно прилегают в нему. не проводится, которые надежно Комплексная проверка состояния скалодрома осуществляется не реже двух раз в год специально созданной комиссией. После проверки составляется акт, в котором указываются выявленные неисправности. До устранения неисправностей непосредственно-образовательная деятельность на скалодроме должны быть прекращена. 7. Методически рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием «Альпийской стенки». На основе изучения и детального анализа методической литературы по обучению детей лазанию, скалолазанию можно выделить три этапа работы в целом: 1. Предварительная работа: Общая физическая подготовка – начинается с младшего дошкольного возраста и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме; 2. Ознакомительный этап: Знакомство со скалодромом; Проведение инструктажа по соблюдению технике безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке); 3. Практическая непрерывная образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой непрерывной образовательной деятельности): Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке); Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка; Упражнения на скалодроме Предварительная работа по обучению лазанию ползание (по-пластунски, по гимнастической скамейке на животе, на спине, подтягиваясь двумя руками, на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости) подлезание (в приседе без помощи рук вперед, боком, спиной), перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног), проползание (под шнуром, под матами различной формы), лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке), лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке). 8. Основные принципы развития силы юного скалолаза. Принцип повторных нагрузок заключается в многократном про хождении маршрутов средней 8 трудности и в выполнении специальных силовых упражнений. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением. Принцип возрастающих нагрузок является очень важным, т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально. Правила для детей. 1. Без страховки воспитателя дети не должны залезать на скалодром (альпийскую стенку) и не заходить на страховочных матах. 2. Перед выполнением упражнения или задания на скалодроме детям необходимо прослушать инструкцию воспитателя, «пройти маршрут глазами», задать интересующие их вопросы. 3. На скалодроме может находиться только один ребенок. 4. Захваты рукой должны выполняться так, чтобы он был выполнен крепко и держаться ребенку было удобно. Зацеп не перехватывать. 5. Место для ног должно выбираться внимательно, ногой «нажимать» на выступ как можно сильнее. 9. Основы тренировочного процесса (основы тренировки). 1. Сначала идет общая разминка и специальная скалолазная разминка, в которую обязательно входит: бег спокойный, бег с препятствиями, быстрый бег, шпагаты, ОРУ (Приложение 1, 3) 2. Затем основная часть тренировки, отрабатываем технику лазания на скалодроме (Приложение 2), в которой следует выделить: 3. Разминочное лазание; Развивающие упражнения; Основное лазание или упражнения в зависимости от поставленных целей. В конце тренировки заминка, которая может включать в себя: Заминочное лазание или упражнения (на уменьшение нагрузки); Растяжку нагрузившихся мышц или общую растяжку; Разные подвижные игры 9 Приложение 1 Перечень физических упражнений, используемых при общей разминке: Упражнение 1 И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены замок. В: Выполнить 10 вращений в запястьях по часовой стрелке. Упражнение 2 И.п. – о.с. В: Выпрямить пальцы и развести их в стороны. Подержать 10 секунд и расслабить. Затем согнуть пальцы в суставах и держать 10 секунд. Расслабить кисти пальцев рук. Упражнение 3 И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. В: плечи по направлению к ушам. 2. расслабить плечи и опустите их вниз. 1. поднять Упражнение 4 И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы сомкнуты в замок. В: 1. отвести руки слегка назад, прогнуть спину. 2. И.п. Упражнение 5 И. п.– стоя, слегка согнув ноги в коленях, руки на поясе. В: 1. согнуть правую руку в локте и завести ее за голову, взяться за правый локоть левой рукой, отклонить голову назад к правому предплечью. 2. И.п. 3. согнуть левую руку в локте и завести ее за голову, взяться за левый локоть правой рукой, отклонить голову назад к левому предплечью. 4. И.п. Упражнение 6 И. п.– стоя, слегка согнув ноги в коленях, руки на поясе. В: присесть на корточки немного разведя колени. 2. И.п. 10 1. в Упражнение 7 И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. В: 1. сделать выпад правой ногой таким образом, чтобы ее голеностоп оказался прямо под коленом, колено другой ноги свободно опирается на пол, ладони рук сложите на бедре чуть выше колена. 2. И.п. 3. сделать выпад левой ногой таким образом, чтобы ее голеностоп оказался прямо под коленом, колено другой ноги свободно опирается на пол, ладони рук сложите на бедре чуть выше колена. Упражнение 8 И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. В: 1. наклон к правой ноге, руками дотронуться до пальцев правой 2. И.п. 3.наклон к левой ноге, руками дотронуться до пальцев левой ноги, 4. И.п. Упражнение 9 И.п. – сидя, ноги выпрямлены. В: 1. согнуть левую ногу и перекинуть ступню через правое колено. 11 согнуть правую руку в локте и упереться ею во внешнюю поверхность левого бедра немного выше колена, упереться левой ладонью в пол за собой, 2. сделать медленный выдох и повернуть голову, чтобы посмотреть через левое плечо; одновременно повернуть верхнюю часть туловища в сторону левой ладони, 3. И.п. 4. согнуть правую ногу и перекинуть ступню через левое колено. 5. согнуть левую руку в локте и упереться ею во внешнюю поверхность правого бедра немного выше колена, упереться правой ладонью в пол за собой, 6. сделать медленный выдох и повернуть голову, чтобы посмотреть через правое плечо; одновременно повернуть верхнюю часть туловища в сторону правой ладони, Упражнение 10 И.п. – лежа на левом боку, голова упирается на согнутую в локте левую руку В: 1. правой рукой взять ногу за верхний свод стопы (между пальцами и голеностопом). Плавно подтягивать правую пятку к правой ягодице 2. И.п. 12 3. руку, лечь на правый бок, голову положить на согнутую в локте правую 4. левой рукой взять ногу за верхний свод стопы (между пальцами и голеностопом). Плавно подтягивать левую пятку к левой ягодице. Упражнение 11 И.п. – лежа на спине. В: 1. поднять правую ногу вверх 2. И.п. 3. поднять левую ногу вверх 4. И.п. Упражнение 12 И.п. – лежа на спине, руки за головой. В: 1.потянуть голову вверх. 2. И.п. 13 Упражнение 13 И.п. – сед ноги врозь, руки вверх. В: 1. прогнуться к правой ноге. 2. И.п. 3. прогнуться к левой ноге, 4. И.п. Упражнение 14 И.п. – стоя на коленях, руки вверх. В: 1. нагнуться, прижать ладони к полу, 2. И.п. Упражнение 15 И.п. – стоя на коленях, руки упираются в пол пальцами к коленям. В: 1. прижимая ладони к полу, отклониться назад, 2. И.п. 14 Упражнения для укрепления свода стопы и тренировки равновесия Упражнение «Покатай мяч» Инвентарь: твердый мяч (d – 7-10 см) И.п. – сидя на полу / гимнастической скамье / стоя, нога на мяче В: Ребенок катает мяч попеременно правой и левой ногой. Усложнение: можно предложить ребенку движения «вперед-назад», «нарисуй мячом круг», «нарисуй ногой треугольник». Упражнение «Лифт» Оборудование: гимнастическая стенка. И.п. – стоя, держась одной рукой за гимнастическую стенку, ноги вместе. В: Подняться на пальцы и опуститься на пятки. Методические рекомендации: Воспитатель обращает внимание на то, чтобы у ребенка не получилось прыжка, а колени были все время выпрямлены. Упражнение «Танец на канате» Инвентарь: канат И.п. – стоя, руки в свободном положении. В: Ребенку предлагается пройти по канату, удержав равновесие, балансируя руками.Усложнение: предлагается попробовать потанцевать на канате как воздушный гимнаст в цирке. Упражнение «По кочкам» Инвентарь: пирамиды для тренировки равновесию И.п. – стоя, руки в свободном положении. В: Ребенку предлагается пройти по «кочкам» так, чтобы не упасть в болото и не пропустить ни одной «кочки». 15 Приложение 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКЕ ЛАЗАНИЯ НА СКАЛОДРОМЕ (АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ). Общие рекомендации Упражнения на скалодроме отрабатываются на высоте 30 – 40 см от уровня мата с продвижением в горизонтальном направлении, с использованием зацепок большого размера, которые предварительно маркируются. При выполнении упражнений ребенком педагог следит за правильностью техники выполнения. При совершенствовании навыков лазания по скалодрому, постепенно увеличивается высота подъема и выполнение упражнений, так же вводятся мелкие зацепы. При выполнении упражнений на стенке детям следует указывать те места, откуда они должны начать движение и где его закончить, а так же об использовании маркированных зацепок. Правильная постановка ног. Нога ставится на зацепку самой острой передней частью (носок) перпендикулярно стене. При перестановке ноги на следующую зацепку необходимо на нее перенести вес тела, чтобы нога не соскользнула. Напоминаем детям, что необходимо надавить на ногу как можно сильнее. На мелкие зацепки стопа ставится частью ниже большого пальца для удержания на слегка закругленных зацепках. Необходимо поставить ногу на трение (упирать ногу в стену так, что бы она не соскальзывала и при этом обеспечивать максимальную чувствительность), причем опереться наибольшей поверхностью подушечки подошвы ниже большого пальца. Эта постановка стопы требует усилия от ребенка. Следует выбрать еле заметные неровности, выпуклости или впадины, т. е. самое лучшее место для ноги. 16 При постановке стопы на маленькие выпуклости и углубления пятка поднимается довольно высоко, поскольку это увеличивает лобовое давление на зацепку. Постановка ноги на рант. Очень часто стопа ставится на четко выступающий край обуви, так называемый рант. Рант обуви ставят прямо на самой выступающей части зацепки так, чтобы центр тяжести проходил через край зацепки. Постановка ноги на рант — основной метод размещения скалолаза на зацепках. На внутренний рант обычно ставят ногу у наружной части большого пальца. Нога, создана так, что можно уверенно использовать это место. При постановке ноги на рант на маленьких зацепках необходимо чувствовать, хорошо или плохо держит нога. Поверхность вокруг большого пальца более чувствительна и удобна и является лучшим местом для такой постановки ноги. Лазание на пальцах особенно удобно на рельефе с маленькими «карманами». На рельефе полезно также менять положение ноги с внутреннего ранта на внешний рант и наоборот, это может улучшить положение ноги, позволит расслабить ее стопу. Положение центра тяжести. При передвижении по стенке туловище должно находиться на максимально близком расстоянии от нее. Чем ближе центр тяжести к стене, тем меньше нагрузка на руки и активнее включаются ноги. Положение рук и ног Основные приемы техники лазания в зависимости от рельефа 1) «Разножка». Это специфический прием для крутого лазания, ее используют при необходимости достать зацепку, которая находится далеко от ребенка. Корпус ребенка развернут несколько боком к стене. Внешняя нога прямая, а внутренняя нога с согнутым и опущенным вниз коленом, бедро прижато к стене. Внутренняя нога стоит на внешнем ранте туфли, почти всегда сзади, корпус расположен одной стороной ближе к стене. На каждой зацепке для ног необходимо аккуратно расположить ноги, загрузить их и не изменять их положение на зацепках, чтобы не сорваться. Согнутое колено и расположение тела ближе к стене дает меньшее напряжение рукам, разгружает их. Разножка разнообразит и обогащает технику скалолазания и позволяет использовать силу бедра. 17 2) «Лягушка». Ноги ребенка расположены на зацепках, находящихся на одном уровне. Ребенок должен развести колени в стороны и глубоко присесть. Таз прижат к стене. Руки держатся за зацепки. В этой позе удобно отдыхать, попеременно расслабляя руки. «Лягушка» требует хорошо размятых ног и хорошей растяжки мышц и связок в тазобедренных суставах. Движение из этой позы осуществляется выпрямлением ног. Правильный захват зацепок руками Руки должны удобно и прочно держать зацепку. Для этого сначала мы определяем ту часть, за которую наиболее удобно держаться. На первых этапах используются зацепки с хорошей, удобной рабочей частью, т.е. те, за которые ребенок может крепко зацепиться пальцами руки. В последствии вводятся те зацепки, при захвате которых используются так же ладони. В дальнейшем детям объясняется, что, если зацепки мелкие, больше нагружаются пальцы, если зацепки большие и покатые, есть возможность максимально использовать силу трения между пальцами зацепкой. На больших зацепках нужно больше нагружать ладонь и меньше — пальцы. Существует общее положение для всех видов хватов: Не сжимать зацепки сильнее, чем это необходимо для удержания равновесия. Оптимально прикладывать только необходимое усилие к каждой зацепке. 18 Одна рука всегда должна быть свободна, чтобы мышцы обеих рук не уставали Ребенок должен иметь одновременно не менее 2 точки опоры. одновременно. За одни и те же щепки можно браться различными хватами (это позволяет загрузить руки, так как при различных хватах работают разные мышцы) Основные виды хватов: сверху зацепки (закрытый хват или замок, а также открытый хват и их снизу (подхват), сбоку (откидка). производные), Т.к. откидка используется на трещинах и углах, а подхват в случае, когда высокое положение ног, мы их в обучении не используем. О них мы рассказываем детям, когда говорим о различных возможностях использования зацепов. Остановимся более подробно на хвате сверху зацепки. Закрытый хват (замок). Это такой захват пальцами сверху зацепки, при котором они согнуты, сжаты друг с другом. Обычно такой хват используют на плохих, маленьких зацепках. Закрытый хват требует, чтобы нагрузка распределялась на все пальцы, включая большой. При таком хвате на пальцы приходится большая нагрузка. В зависимости от величины, формы, расположения зацепок, следует экспериментировать, меняя захват зацепок пальцами так, чтобы нагружать различные мышцы. Открытый хват. При выполнении этого хвата необходимо взять зацепку сверху открытой рукой, пальцы слегка согнуты, Нагружая, таким образом зацепку, ребенок испытывает нагрузку меньше, чем в закрытом хвате. Этот хват позволяет работать большему количеству мышц руки, необходимому для удержания веса и дальнейшего движения ребенка. 19 Основные принципы развития. Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением. Принцип возрастающих нагрузок является очень важны. Т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально. Упражнения на скалодроме отрабатываются на высоте 30 – 40 см от уровня мата с продвижением в горизонтальном направлении, с использованием зацепок большого размера, которые предварительно маркируются. При выполнении упражнений ребенком педагог следит за правильностью техники выполнения. При совершенствовании навыков лазания по скалодрому, постепенно увеличивается высота подъема и выполнение упражнений, так же вводятся мелкие зацепы. При выполнении упражнений на стенке детям следует указывать те места, откуда они должны начать движение и где его закончить, а так же об использовании маркированных зацепок. 20 Приложение 3 УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК И ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗАЦЕПОК РУКАМИ Моя семья Вот дедушка, Вот бабушка, Поочередно загибаем пальчики Вот папочка, Вот мамочка, ладошке, начиная с большого. Вот деточка моя, А семья. вот и вся Второй обхватываем весь кулачок. рукой Встали пальчики Этот хочет спать, Этот пальчик пальчик прыг в кровать, Этот прикорнул, Поочередно загибаем пальцы к ладошке, начиная - с мизинца. пальчик Этот пальчик уж заснул. 21 к - Встали пальчики Большим пальцем касаемся всех остальных — «будим». «Ура!» В идти пора детский Кулачок разжимаем, сад широко расставив пальцы в стороны. Шалун Наша Маша Варила кашу. Кашу сварила, Малышей кормила: Чертим пальцем круги по ладошке Этому дала, Этому дала, Этому Загибаем пальцы, дала, Этому дала, проговаривая соответствующие слова. А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку Пальцами другой руки берем мизинчик и слегка 22 разбил. покачиваем. Гуси гуси. - Гуси-гуси! Прямые пальцы собраны. Кисть вращается - Га-га-га! Большой палец опускается-поднимается относительно остальных - Есть хотите? Прямые пальцы собраны. Кисть вращается - Да-да-да! Большой палец опускается-поднимается относительно остальных Грека и рак Ехал через реку. Грека Кисти рук сжаты в кулаки, круг руками книзу 23 Видит реке рак. Грека Сунул руку в реку - Рак Грека цап! в Изображаем рака: Грека Одну руку опустить вниз за руку Другой рукой схватить опущенную руку Зайка и ежик Зайка макушке - ушки Скачет опушке. зайка на Обе руки «на макушке» (около висков). Указательный и средний пальцы прямые, большое придерживает безымянный и мизинец. по Обе руки на уровне груди, все пальцы опущены вниз – «лапки» 24 ежик А за ним колючий Шел по травке без дорожек Пальцы растопырены, обеих рук руки соединены ладонями, пальцы переплетены. не сгибаются, но шевелятся, как иголки идущего ежа. 25 ЛИТЕРАТУРА 1. 2. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. 3. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. М., М., 1988 1966. 4. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.: ил. 5. Кенеман А. В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольго возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1978 – 272 с. 6. Лескова Г.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пособие для воспитателя Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова; Под ред. Г.П. Лескова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.: ил 7. Новикова Н. Т. Основы техники скалолазания на специальных стендах (тренажерах)/ Учебно-методическое пособие по спортивному скалолазанию для студентов учебных отделений 8. ПиратинскийА.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987. 9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание 10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с 11. http://www.vladigor.3nx.ru/viewtopic.php?t=35 12. http://www.maаminpapin.ru/ 26