Содержание 1.Целевой раздел: 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.2.Цель и задачи обучения 3 2.Содержательный раздел 5 2.1.Содержание изучаемого курса 5 2.2.Учебно-тематический план 6 3.Организационный раздел: 8 3.1.Ресурсное обеспечение программы 8 Список литературы 9 1.Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Английский язык для дошкольников» имеет культурологическую направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации в современном мире. В основе программы методические рекомендации по обучению детей таких опытных авторов как Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности. Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей. Освоение основ иностранного языка дает детям возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы. Новизна данной программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, и использования ИКТ технологий. 1.2.Цель и задачи обучения Цель - создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие ребёнка и готовность детей к школьному образованию через изучение английского языка. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач: Обучающие: -формирование навыков и умений самостоятельного решения, простейших - коммуникативно-познавательных задач на английском языке; -расширение представлений ребенка об окружающем их мире посредством английского языка; Развивающие: -развитие их восприятия, памяти, внимания, языковой памяти, воображения, основ логического мышления; -развитие речевой культуры; Воспитательные: -воспитание у детей устойчивого интереса к изучению английского языка; -воспитание инициативности в обучении английскому языку. Возрастные особенности Программа предусматривает обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой. Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, ребенок воспринимает занятие как увлекательное мероприятие, во время которого он учится понимать иностранную речь. Игровые упражнения помогут детям выработать правильное произношение, картинки и мультфильмы послужат опорой при накоплении активной лексики, речевых стереотипов и грамматических структур, позволят ребёнку запомнить зрительные образы английских слов, что в дальнейшем облегчит обучение чтению и письму. Занятия включают в себя игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Чем больше дети будут погружаться в игру, тем успешнее будет обучение. Каждое занятие строится как урок общения, чтобы дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятии важно поддерживать высокую активность всех ребят, даже тех кто молчит, надо привлекать в сценках, похвалить и как-то выделять их даже при маленьких успехах. Нужно поддерживать в них чувство успеха, ведь интерес к обучению языка, чаще всего теряется, когда пропадает чувство успеха. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся, мобилизуют свои силы и попытаются догнать способных детей. Способным к языкам детям, необходимо давать задания, которые включают работы мысли и воображения. Систематическое повторение языкового материала организовано так, чтобы развивать способности детей общаться, анализировать, моделировать, абстрагировать. Схемы – модели, которые служат для введения нового материала, закрепления усвоенности речевых образцов и составлению самостоятельных высказываний, способствуют постепенному развитию мышления, внимания, восприятия и воображения. Сроки реализации. Программа рассчитана на 8 месяцев, 64 часа за год. Формы и режим занятий: Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в для детей 4-5 лет –20 мин; 6-7 лет продолжительность 25- минут. Создание в группе непринужденной обстановки, теплого психологического микроклимата. Во время занятий дети сидят кругом или полукругом на стульях. Быстро сменяются виды деятельности. Основные знания и умения на конец года Ожидаемые результаты. Ребёнок должен уметь: Специальные умения Диалогическая речь - отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера. Монологическая речь - делать связное сообщение по предложенной теме, правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения. Аудирование - понимать речь учителя по ходу ведения занятия, адекватно реагируя на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале. Специальные навыки. Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией. Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, дети должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п. 2.Содержательный раздел: 2.1.Содержание изучаемого курса Тема 1. Для чего нужен английский язык? Теоретические занятия: Познакомить детей со значением английского языка в современном мире, заинтересовать их изучением языка как нового средства общения. Тема 2. Знакомство. Приветствие Теоретические занятия: Лексический материал по теме. Практические занятия: Песня “Hello!”, микродиалоги. Стихотворение «Hello». Разыгрывание диалога «Первая встреча». Просмотр мультфильмов. Тема 3. Учусь считать Теоретические занятия: ЛМ: счет от 1 до 10. Сколько лет? Мне .... Практические занятия: Игра «Большие следы», Игра «Палочки», рифмовки про счёт. Тема 4. Мои игрушки Теоретические занятия: ЛМ: названия игрушек. Практические занятия: Рифмовки, стих” In my toy box” “I like my toys” Тема 5. Животные Теоретические занятия: ЛМ: Названия животных. Практические занятия: Составление монолога. Дети отвечают на вопросы в игре “Show me a…”, показывают и называют животное по картинке. Узнавание и подражание голосам животных, Загадки про животных, «Кто в мешке?», «Превратись в животное». Тема 6. Цвета Теоретические занятия: ЛМ: названия цветов Практические занятия: тренировка лексического материала посредством игры «Светофор», составление монолога, микро диалоги «What colour is it?» Просмотр мультфильма. Тема 7. Что я умею делать? Теоретические занятия: ЛМ: Глаголы действия. I can. I cannot. Практические занятия: Песня I can. Игра (на закрепление структуры «I can»), «Веселая зарядка» Тема 8. Времена года. Теоретические занятия: ЛМ: Название времен года. Практические занятия: Песня «Seasons», проект «Времена года» Рифмовки, Стихи. Тема 9. Семья Теоретические занятия: ЛМ: ЛМ: названия членов семьи. Личные местоимения Я, он, она. Практические занятия: Рифмовки по теме «Семья». Стихотворение “Mother, father” 2.2.Учебно-тематический план Количество занятий Тема 1 Вводное занятие 6 Приветствие Знакомство Фонетика Лексика Грамматика Для чего нужен английский язык? [h] [w] [m] [d] [b] [θ] Hello! Hi! Good bye! Bye! Sit down, please! Stand up, please! I am… My name is…. I am fine, thank you. How are you? Nice to meet you. 7 Учусь считать [s] [ai] [n] [e][θ] One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten. How old are you? I am … 7 Мои игрушки [d] [b] [t] [w] [u:] [a:] [p] [h] A doll, a ball, a toy, a teddy bear, a balloon, a car, a drum, a train, a plane, a hare, a box. What is this? It is a… 10 Животные 9 Цвета 8 Что я умею делать? 6 10 Времена года Семья [k] [l] [r][f] [p] A dog, a cat, a lion, a crocodile, a fox, a bear, a camel, a pig, a cock, an elephant, a tiger, a mouse, an owl, a fish Who are you? I am… [w] [i] [j] [r] [b] [i:] [u:] Red, blue, green, уеllow, orange, black, brown, pink, purple, white. What colour is it? It is…. [s][d][r][f][au] [ou] [ei][η] Sing, dance, run, jump, fly, speak, count, play, swim, sit, skip, hop. I can…. I cannot… Can you? Yes, I can. No I can’t. [s] [w] [t] [ə] Spring, summer, autumn, winter. What season is it? It is… [ð][f][m][b][g][r][a:] A mother, a father, a sister, a brother, a grandfather, a grandmother. I have got a I haven’t got a… Have you got a…? Yes, I have. No, I haven’t. She is… He is…. Итого: 64 занятий 3.Организационный раздел: 3.1.Ресурсное обеспечение программы Методы, используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности, т. е. возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида деятельности дошкольника. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам: - коммуникативной направленности; - активации речемыслительной деятельности детей в процессе овладения языком как средством общения; - повышение мотивации учения; - индивидуальному подходу к детям; - техническому оснащению учебного процесса. Групповые занятия строятся следующим образом: I. Вводная часть: - приветствие, орг. момент; - фонетическая разминка. II. Основная часть: - лексический материал по теме занятия; - речевой материал по теме; - грамматический материал; - чтение рифмовок, стихотворений, пение песен; - игры на закрепление материала; - физкультминутки. III. Заключительная часть: - закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций; - аудирование; - ориентировка на следующее занятие. Диагностический инструментарий Способом определения результативности реализации данной программы является экспертная оценка в процессе открытых занятий для родителей, которые проводится 1раз в год. На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям: • понимание и владение изученной лексикой; самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т. д. • понимание задания и активное участие в играх; • понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить. Контроль осуществляется после прохождения каждой темы. Для этого выделяется одно занятие на повторение и закрепление, а также на выявление слов и конструкций, нуждающихся в дополнительной отработке. Оборудование Для методического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы «Английский язык для дошкольников» имеется: Экранно-звуковые пособия: - CD-диски. - Мультимедийные презентации. - Обучающие компьютерные программы Печатные пособия: - Транскрипционные знаки. - Тематические картинки - Раздаточный материал - Игрушки (мягкие, тематические, перчаточные). Список литературы: 1.Английские стихи для детей, сост. Верхогляд В.А., М., АЙРИС ПРЕСС, 2011. 2.Английский язык в картинках; Москва, издательство «Русское энциклопедическое товарищество», 2003 3.Биболетова М. 3..“Enjoy English-1,2 ”, Обнинск: Титул, 2013 4.Евсеева М.Н., «Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста», изд. «Панорама», 2006г. 5.Черепова Н.Ю. Английский язык для дошкольников (игры, песни, стихи). М., «Аквариум», 2012 6.Шалаева Г. П.; Английский с 3-х лет; Москва, издательство "Олма-Пресс", 2006. 7.Шишкова И. А., Вербовская М. Е.; Английский для малышей; Москва, издательство «Росмэн», 2004