1 Содержание 1.Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка………………………………………………стр 3 2.Содержательный раздел: 2.1.Содержание изучаемого курса………………………………………стр8 2.2.Учебно-тематический план………………………………………… стр8 3.Организационный раздел: 3.1.Ресурсное обеспечение программы…………………………………стр12 3.2.Список литературы………………………………………………… стр12 3.3.Приложение………………………………………………………. стр13 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование. Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Современные конструкторы по образовательной робототехнике FUN&BOT и HUNA совмещают развлечение и образование. Наборы позволяют очень легко и играючи собирать роботов, и при этом понимать научные принципы, что помогает развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления. 3 Образовательные наборы серии Kicky – это серия непрограммируемой робототехники. Данная серия конструкторов знакомит детей с основами робототехники и конструирования, учит правильно читать инструкцию и грамотно организовать процесс конструирования. Робототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и в совместную деятельность, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в детских садах, обычных школах и учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словеснологическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с воспитателем, так и 4 со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи. Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач; Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Это наиболее применимо именно к использованию робототехники в межпредметном преподавании. Технику будущего, умные машины и роботов со сверх возможностями будут создавать те, кто сейчас только переступает порог школы. Именно они через полтора десятка лет пополнят изрядно поредевшие ряды грамотных специалистов в области автоматики, робототехники и других высокотехнологичных отраслях экономики. Для этого они могут уже сейчас делать свои первые шаги в электронике и робототехнике с помощью увлекательных конструкторов HUNA и Fun&Bot. Благодаря запатентованной конструкции деталей, сборку моделей можно производить с шести сторон, что позволяет создавать по-настоящему трёхмерные модели с неограниченным количеством собственных вариантов. Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства воспитанника с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, воспитанники постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микропроцессоры. Планируемые результаты освоения Программы Образовательные и обучающие конструкторы помогут поднять самовыражение и уверенность в себе. В процессе создания и игры повысятся навыки научного мышления и творческого потенциала. Дети научатся: собирать макеты по образцу, знать и понимать особенности схемы, собирать модели по выбору и замыслу; познакомятся с программным обеспечением. Дети старшего дошкольного возраста будут уметь задумывать содержание постройки, будут знать название деталей, способы крепления. Научатся работать в команде, овладеют навыками конструирования. Познакомятся с панелью инструментов, функциональными командами, с составлением программ в режиме конструирования (блок процессора, приемник дистанционного управления. Закрепят свои знания по образовательным областям. Смогут проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Целевые ориентиры Дети умеют добывать знания , оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, умеют трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. 5 У детей повысился уровень готовности к школе, улучшился показатель развития интегративных качеств, показатель, характеризующий сформированность познавательных (психических) процессов, коммуникативных и социальных навыков, показатель сформированности произвольности и моторики. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют разрешать конфликты. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности. Проявляют умение слышать других и стремление быть понятыми другими. У детей развита крупная и мелкая моторика. Достаточно хорошо дети владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используют речь для выражения своих мыслей. Дети проявляют любознательность и ответственность за начатое дело. У детей и родителей сформированны интересы и предпочтения к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством, сформировался устойчиво позитивный имидж в отношении МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко» на рынке образовательных услуг в городе и округе. Цель программы – развивать конструкторские способности детей. «Робототехника в детском саду» решает несколько задач: 1. Познавательную: формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; развитие интереса к робототехнике, информатики, физики. 2. Образовательную: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. 3. Развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления; развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений. 4. Воспитательную: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей. Основные формы, методы и приемы работы: - беседа; - просмотр видео материалов; - просмотр презентаций; - ролевая игра; - познавательная игра; - задание по образцу (с использованием инструкции); - творческое моделирование; 6 - викторина. Путь целенаправленного формирования элементов конструкторского творчества у дошкольников предполагает самостоятельное конструирование детей по собственному замыслу на основе экспериментирования с различным материалом. Повышение уровня конструирования выражается в новизне замыслов, в оригинальности способов их реализации, в переходе от одиночных построек к сюжетному конструированию. Исторический опыт показывает, что создатели новой техники пользовались некоторыми общими приемами или методами поиска новых решений: Метод «проб и ошибок»; Метод «мозговой атаки»; Метод «обратной мозговой атаки»; Метод педагогической оценки или анализа; Синектический метод; Метод «контрольных вопросов»; Метод фокальных объектов; Метод гирлянд случайностей и ассоциаций; Алгоритм решения изобретательских задач. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи предложили различные формы организации обучения: Конструирование по образцу; Конструирование по модели; Конструирование по условиям; Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; Конструирование по замыслу; Конструирование по теме. 7 2. Содержательный раздел 2.1.Содержание изучаемого курса Программа «Робототехника в детском саду»- не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным. Программа построена по принципу "от простого к сложному" и содержит занятия начального уровня по сборке моделей из пластиковых деталей и минимумом электроники, так и продвинутые с использованием контроллеров для управления моделями, датчиков и исполнительных устройств. Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике. Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Программа рассчитана на детей 5-7 лет (64 занятия, 2 занятия в неделю). 2.2. Тематическое планирование по образовательной робототехнике для детей старшего дошкольного возраста № Тема 1 Кики, мой друг. 2-3 Прочный мост. 4 Упрямый козлёнок. Содержание Конструкторы HUNA Базовый уровень 1 Познакомить детей с конструктором HUNA, с названиями и функциями деталей. Учить соединять детали. Познакомить с правилами безопасности при сборке роботов. Познакомить со сказкой «Два упрямых козлёнка». Учить строить прочный мост. Познакомить с концепцией баланса и стабильности. Познакомить с инструкцией сбора козлёнка. Закрепить знание об окружающем мире (домашние животные, их польза). Дата С Е Н Т Я Б Р Ь 8 5-6 Жираф. Познакомить со сказкой «Жмурки» и об отличительных чертах животных. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Игра: «Соедини части животных». Учить собирать жирафа, выделять основные части и детали. 7-8 Краб. Учить собирать краба с двумя клешнями. Развивать творчество, воображение, фантазию. 9-10 Страус. Учить собирать страуса. Развивать математические способности (счет от 1 до 5). 11- Морские Игра «Найди морепродукты». Развивать 12 обитатели. воображение. Учить собирать роботов без инструкции. Базовый уровень 2 13 Доверчивый Познакомить с рассказом «Лев с несвежим барашек. дыханием». Учить детей в любой ситуации оставаться спокойными и думающими. Познакомить с отличительными чертами барана. Закрепить знания об окружающем мире. 14- Злой лев. Познакомить с семейством кошачьих. Учить 15 находить отличительные черты и собирать робота-льва. Игра «Найди недостающие части». 16- Лиса. Повторение сказок, где один из героев – лиса. 17 Учить собирать лису. Обучить анализу образца, выделению основных частей животных, развивать конструктивное воображение детей. 18- Муравей. Познакомить с рассказом «Муравей и 19 кузнечик». Учить собирать муравья. Игра «Трудолюбивые муравьи». 20- Ленивый кузнечик. Учить собирать кузнечика. Игра «Узнай по 21 тени». 22 Гитара. Учить собирать гитару для кузнечика. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, память. Базовый уровень 3 23 Материнская Познакомить детей как использовать плата. материнскую плату. Учить присоединять двигатель. Помочь понять движение предметов. 24- Кролик. Познакомить со сказкой «Заяц и лягушка». 25 Учить делать выводы. Повторить и закрепить О К Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р 9 26 2728 2930 3132 3334 35 3637 3839 4041 4243 4445 4647 4849 50- знания об окружающем мире. Играем с роботом. Учить подключать к роботу элементы питания и приводить его в движение. Игра с роботом. Храбрая лягушка. Закрепить знания о водной среде обитания. Учить собирать лягушку. Самолет. Познакомить детей с рассказом «Давай покатаемся». Учить собирать самолет и делать выводы. Играем с Познакомить детей с инструкцией самолётом. подключения элементов питания к самолету. Игра «Собери самолет». Автомобиль. Познакомить детей с наземным транспортом. Закрепить навыки скрепления деталей. Учить собирать автомобиль. Трехколесный Игра «Разные виды спорта». Научить велосипед. собирать модель трехколесного велосипеда. Вертолет. Учить собирать из разных блоков вертолет совместно, сообща. Развивать внимание. Движение робота Дать общее представление о вращении, Вертолет. трении, силе. Закрепить знания присоединения элементов питания. Учить приводить в действие пропеллер на вертолете. Конструкторы FUN@BOT story Три поросёнка. Познакомить с историей о трёх поросят. Учить собирать по инструкции братьевпоросят. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Волк. Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель волка. Учить заранее обдумывать содержание модели. Черепаха. Познакомить со сказкой «Заяц и черепаха». Учить собирать модель черепахи. Робот-собачка. Познакомить с историей про жадную собачку. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-собаку, которая будет двигаться. Строительство Научить строить самостоятельно дома по домов. образцу и преобразовывать по собственному воображению. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Конструкторы FUN@BOT sensing Робот-поезд. Учить сравнивать предметы по одному или Ь Я Н В А Р Ь Ф Е В Р А Л Ь М А Р Т А 10 51 5253 5455 5657 5859 60 61 6263 64 нескольким признакам, понимать элементарные причинно-следственные связи. Познакомить с профессиями связанные с железной дорогой. Учить собирать из разных блоков поезд. Пожарная машина. Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. Развивать творческие способности. Робот-лыжник. Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора, собирать лыжника. Конструкторы FUN@BOT exciting Робот-автомобиль Познакомить детей с новым видом для гонок. транспорта. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить собирать автомобиля для гонок. Робот-Дон Кихот. Познакомить с новой моделью. Вызвать интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить собирать нового робота. История роботов. Закрепить знания об истории роботов, о Конструирование типах роботов, закрепить полученные навыки по замыслу. строительства. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Робот-танк. Познакомить с панелью инструментов, функциональными командами. Учить строить танк и управлять моделью. Робот шестиногий Закрепить знания детей о мире насекомых. жук. Продолжать учить составлять модель по схеме. Развивать память, внимание. Фотосессия. Воспитывать самостоятельность, чувство Выставка работ. ответственности за результат своей деятельности. Развивать коммуникативную компетентность совместной продуктивной деятельности. П Р Е Л Ь М А Й 3. Организационный раздел 3.1.Ресурсное обеспечение программы: Конструкторы FUN&BOT и HUNA, компьютер, проектор, интерактивная доска. Оформление предметно-пространственной среды. 11 Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Созданию предметно-развивающей среды активно способствуют занятия по конструированию. Для эффективной организации занятий в детском саду обустроена среда, где проводятся занятия с детьми. Кабинет разделен на три части. Первая – для педагога, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол. Во второй части размещены стеллажи для контейнеров с конструктором, а в третьей – место для занятий с детьми. Для конструирования в старшем дошкольном возрасте используются наборы корейской фирмы «HUNА» и FUN&BOT разработаны фирмой HUNA, которая специализируется на создании конструкторов образовательной робототехники. В образовательный набор входит серия Kicky – это серия непрограммируемой робототехники. 3.2. Литература: 1. Комарова Л.Г. Строим из лего.-М.:»ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г. 2. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.-М.: Издательство «Совершенство», 1999. 3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г. 4. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2012г. 5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всерос. Уч.-метод. Центр образоват. Робототехники. –М.: Изд.-полиграф. центр «Маска».-2013. 6. Микляева Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: УЦ «Перспектива», 2012. 7. Интернет рессурсы. 12 3.3. Приложение Информация 13 На рисунке представлена «лесенка» наборов: от простых (внизу) до сложных (вверху). HUNA-MRT Южнокорейский производитель My Robot Time производит линейку робототехнических конструкторов HUNA-MRT (My Robot Time). Линейка конструкторов бренда построена по принципу «от простого к сложному». В ней представлены наборы начального, среднего и продвинутого уровня. Линейка конструкторов HUNA-MRT FUN&BOT и KICKY: знакомство с конструированием HUNA-MRT для начинающих – это наборы серии FUN&BOT и KICKY (MRT2). Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 6-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. 14 Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни. CLASS: знакомство с программированием роботов Серия CLASS (MRT3) ориентирована на учеников начальной школы (7-11 лет). Это по-прежнему яркие пластмассовые детали, но в наборы включена программируемая плата и соответственно появляется возможность программировать своих роботов. Среда программирования имеет простой, интуитивно понятный для ребенка интерфейс и подходит для начального знакомства с программированием. TOP: металлические блоки и программирование Логическим продолжением серии СLASS являются наборы серии ТОР. Принципиальное отличие: блоки конструктора изготовлены из алюминия. Конструкторы ТОР полностью совместимы с предыдущими сериями, в них используется единые датчики и механика, что дает возможность создания металлопластиковых моделей. Конструкторы ориентированы для детей 9-11 лет. 15 Продвинутый уровень: добавляем Arduino Для детей и подростков с 11 до 18 лет возможности наборов Clаss или TOP можно расширить, используя платформу Arduino. Эти наборы поставляются в виде готовых комплектов, включающих аналог Arduino UNO, плату расширения Extension IO Shield для подключения различных датчиков и устройств, комплект датчиков основных физических параметров, среду программирования. My Robot Time: расширяя возрастные рамки Представленную линейку планируется расширить уже к концу этого года. Для детей от 4 лет разрабатывается набор MRT1 с пластмассовыми деталями еще большего размера, чем в KICKY (MRT2), и комплектом карточек для программирования робота без компьютера. Для подростков средней и старшей школы разрабатывается MRT5 из цветного алюминия, на основе Arduino, с разнообразными датчиками. Проектные наборы Интересное направление линейки HUNA-MRT – большие наборы для групповой проектной деятельности. Это наборы Робофутбол, Зоопарк, Современный город, Вокруг света и другие. Особенности и преимущества HUNA-MRT Линейка конструкторов HUNA-MRT достаточно широкая: это и простейшие наборы с минимумом электроники, и продвинутые наборы с контроллерами, датчиками и исполнительными устройствами. Конструкторы ориентированы на детей от 5-6 лет и до студентов. Выпускаются как пластиковые, так и металлические наборы. Причем конструкторы разных ступеней совместимы между собой и можно собирать металлопластиковые конструкции. Детали, сенсоры, моторы всех серий унифицированы. 16 Оригинальными являются сами детали – они допускают соединение с 6 сторон и дают широкие возможности 3D моделирования объектов по своему замыслу. То, что конструкторы начального уровня не требуют программирования, обеспечивает их доступность и для детей, и для начинающих педагогов – что не маловажно с учетом дефицита кадров в области образовательной робототехники младшего возраста. Все конструкторы линейки имеют методическое сопровождение для детского сада, школы и кружков. В целом ряде ресурсных центров по всей России идет апробация. Наконец, конструкторы имеют разумную цену. Так, наборы начального уровня стоят около 2000 рублей. HUNA-MRT в соревнованиях Конструкторы HUNA-MRT могут использоваться как платформа в различных детских и юношеских соревнованиях по робототехнике. Для IYRC конструктор является базовым и обязательным для большинства категорий, для многих других – может применяться среди нескольких других. Так, подробно описан опытпостроения робота на основе HUNA TOP для категории РобоТрафик на WRO в Казани в этом году. Конструкторы HUNA-MRT также могут применяться в большинстве категорий соревнованийРобоФинист. HUNA-MRT в детском саду, школе и дома Оборудование HUNA-MRT соответствует ФГОС и может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях и школах. 17 Конструкторы HUNA-MRT являются основной платформой сети кружков робототехники My Robot, однако любой из перечисленных наборов станет отличным подарком ребенку для домашнего применения. 18