Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Танцевальная мозаика 2023-2024 гг

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи Программы

4

2.Содержательный раздел

5

2.1. Перспективное планирование образовательной работы с детьми
5-7 лет
3. Организационный раздел

8
11

3.1.Материально-техническое обеспечение программы

14

2

1.1.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Хореографическое искусство – значимая часть духовной культуры человека и одна
из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания. Формирование
эстетического вкуса средствами уроков хореографии как части образовательного и
воспитательного процесса, выступает как одна из конкретных возможностей раскрытия
личности подрастающего человека.
Данная программа разработана в соответствии с общей концепцией воспитания и
современными методиками, и формами обучения танцам; обеспечивает развитие детей и
активизацию их познавательных интересов в свободное время в области танцевального
искусства.
Танцевальное воспитание предполагает приобретение знаний и навыков в области
хореографии, формирование художественного вкуса. Обучение танцам сочетает средства
музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического
развития и образования. Занятия танцами учат детей слушать и воспринимать музыку,
передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние, развивают музыкальнодвигательные навыки и эстетический вкус; общаться посредством движения, работать в
команде, сосредотачиваться, импровизировать.
В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью
обучения их основам хореографии и современных танцев. Танцы затрагивают
музыкальную, спортивную, творческую сферы жизни и относятся к группе сложнокоординационных видов досуговой деятельности. Танцевальное искусство, давая выход
энергии детей, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в
зрелище, игре.
Танцы для дошкольников построены на изучении основных средств
выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм и темп), которые связаны с
эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский
танец начинается с ритмики, где изучаются простые движения, формируются навыки
передачи с помощью движения эмоциональных оттенков (танцуем спокойно, бодро,
весело, плавно или резко), навыки выполнения движений в различных темпах. Часто
занятия больше похожи на игру. Наряду с четко определенным построением урока,
состоящего из тренировочных движений, следует включать упражнения, позволяющие
ребенку свободно, произвольно двигаться, «выплескивать» эмоции, фантазировать и
проявить себя в игре.
Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда
готовы играть и двигаться. Игра как способ познания действительности – одно из главных
условий развития детского воображения и самостоятельности. Игра снимает усталость и
дает простор лучшим силам и свойствам ребенка, развивает сообразительность,
находчивость, инициативу, мышление, воображение и творческие способности. Игра
способна трудную работу сделать легкой и увлекательной; рождает стремление
переносить трудности, которое необходимо любой трудовой деятельности. Игры
вызывают чувства сопричастности и переживания совместного успеха. В игре легко и
незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы
такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и
даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными
особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации
3

творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая
целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых
форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях
детей.
Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной
программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой/, технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая
мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной парциальной программой по хореографии для
детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» составлена с
учетом нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарно-эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
А также на основе методических рекомендаций А.И. Бурениной, О.Н. Калининой.
Срок реализации программы – 1 год.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель программы – укрепить здоровье, приобщить детей к танцевальному
искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее
многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника
посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
 Обучить детей танцевальным движениям.
 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями.
 Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
 Формировать умение ориентироваться в пространстве.
 Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
 Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
 Воспитать музыкальные способности.
 Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе.
 Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
 Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
 Развивать творческие способности детей.
 Развить музыкальный слух и чувство ритма.
4

Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
 укрепление здоровья детей.


Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей
с дошкольного возраста. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение
занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 31 мая) количество
часов, отведенных для занятий танцевального кружка 64 ч.
Продолжительность
25 мин.

Количество
в неделю
2

Количество
в год
64 час

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (май).
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному
исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование
адекватной оценки и самооценки.

2. Содержательный раздел

Основное содержание:
Развитие музыкальности:
 воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения, и
кто их написал;
 обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
 развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая
как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
 развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и
уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий,
средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную
форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации,
рондо;
 развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по
характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
 Понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке. Воспроизведение разнообразных
ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши, притопов ног, позднее в сочетании с
простыми танцевальными движениями. Понятие сильных и слабых долей. Упражнения на
акцентирование «сильной» первой доли такта: ударом мяча, притопом ноги, хлопком в
ладоши. Прыжком, передачей куклы, взмахом платка и т.д.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
 ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
5

топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
 бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
 прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой
галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
элементы классического танца – изучаются на середине зала при неполной
выворотности ног. Постановка корпуса, ног, рук, головы: позиции ног – 1, 2, 3. Позиции
рук – подготовительное положение, постановка кисти. Музыкальный размер: 4/4 – 1 такт;
3 /4 - 4 такта;
партерный экзерсис: упражнения на напряжение и расслабление мышц, упражнение на
исправление осанки, упражнение на укрепление мышц спины, упражнение на выворотности ног, танцевального шага, упражнение на укрепление брюшного пресса, упражнение
на развитие подвижности голеностопа, коленного, тазобедренного суставов.
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения
на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и
ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также
ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног,
сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и
др.





Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находит свободное место в зале;
перестраиваться в круг;
становится в пары, и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны;
самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка»,
«воротики», «спираль», «шеренга», «колонна», «диагональ» и др.).
Развитие творческих способностей:
 развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
 формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно
создавая пластический образ;
 развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения
для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать
оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
 тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения – по фразам;
 развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения
заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
 развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость,
грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например, «Рыбки
6

легко и свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
 воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным,
игровым персонажам;
 воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже
освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
 воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить
себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
 воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди
себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место,
извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Танцевальные композиции:
Парные композиции. Знакомство с основными правилами поведения в паре:
приглашение на танец, постановка исполнителей в паре. Положение корпуса лицом друг к
другу, лицом по линии танца. Положение рук взявшись за одну руку, за две руки, крест на
крест. Воспитание уважительного отношения партнеров друг к другу.
Изучение образных танцев: «Весёлая прогулка», «Мяу», «Пингвины», «Улыбка»
и т.д.
Изучение классических бальных танцев: «Полька», «Вару-вару», «Сударушка»,
«Русский лирический», «Фигурный вальс».
Диско танцы: «Паровозик», «Чебурашка», «Кукареку», «Стирка», «Утята»,
«Чунга-чанга», «Разрешите пригласить», «Чарльстон», «Ламбада». (по выбору
преподавателя).
Изучение спортивных танцев: «Медленный вальс», «Быстрый фокстрот»,
«Самба», «Ча-ча-ча».
Показатели уровня развития детей:
 выразительность исполнения движений под музыку;
 умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
 освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
 умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими
детьми;
 способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных
движений;
 точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических
композициях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учащийся будет знать:
 музыкальные размеры, темп и характер музыки;
 простейшие построения (фигуры и рисунки танца);
 понятия «сильной» и «слабой» доли в такте;
 хореографические названия изученных элементов;
 требования к внешнему виду на занятиях;
 знать позиции ног, позиции рук
Воспитанник будет уметь:
 воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
 владеть корпусом во время исполнения движений;
 ориентироваться в пространстве;
7

координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме открытого занятия или концерта. Открытое
занятие или концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений,
навыков и творческой самореализации учащихся.



2.1.
Мес
яц

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я

Перспективное планирование образовательной деятельности
Направление работы

Программные задачи

Образно-двигательные
действия

Упражнения:
- передвижение в обход, шагом, бегом;
- бег по кругу и по ориентирам
(«змейкой»);
- повороты переступанием по команде;
- ориентировка в пространстве: налево,
направо, в круг, из круга, повороты по
кругу;
- построение в круг, передвижение по
кругу в различных направлениях за
педагогом, за ведущим.
Ритмические игры
- развитие умений находить свое место на
ковре, в кругу, игра «Найди свое место»
Игра «Повтори как я»
- отхлопывание ритма,
- хлопки на каждый счет;
- шаги на каждый счет.
Общеразвивающие
Сочетание основных движений прямыми и
упражнения
согнутыми руками за голову, к плечам, на
пояс
Танцевальные шаги,
- шаг с носка на носок;
танцевальные композиции - приставной и скрестный шаг в сторону;
- ходьба на носках («кошечка») и с
высоким подниманием колена («цапля»)
- «Паровозик», «Кукареку», «Вару-вару»
Музыкально-подвижная
«Нитка – иголочка»
игра
«Танцевальное эхо»
«Найди свое место» (построение в круг, в
шеренгу)
Упражнения на
- потряхивание рук в положении лежа на
расслабление мышц
спине;
- потряхивание ног в положении лежа на
спине;
- имитационные, образные упражнения
Образно-двигательные
Упражнения:
действия
- передвижение в обход, шагом, бегом;
- бег по кругу и по ориентирам
8

Коли-во
часов
в месяц

8

8

Б
Р
Ь

Ритмические игры

Общеразвивающие
упражнения
Ритмический танец

Музыкально-подвижная
игра
Упражнения на
расслабление мышц
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Строевые упражнения

Игроритмика
Танцевально-ритмическая
гимнастика

Я

(«змейкой»);
- повороты переступанием по команде;
- ориентировка в пространстве: налево,
направо, в круг, из круга, повороты по
кругу;
- построение в круг, передвижение по
кругу в различных направлениях за
педагогом, за ведущим.
Игра «Найди свое место» (построение в
круг, в шеренгу, две шеренги),
- отхлопывание ритма,
- хлопки на каждый счет и через счет;
- шаги на каждый счет и через счет.
Сочетание основных движений прямыми и
согнутыми руками за голову, к плечам, на
пояс
- шаг с носка на носок;
- приставной и скрестный шаг в сторону;
- ходьба на носках («кошечка») и с
высоким подниманием колена («цапля»)
- «Чебурашка», «Утята», «Вару-вару»
«Часики»
«Поезд»
- потряхивание рук в положении сидя и
стоя;
- потряхивание ног в положении сидя и
стоя в образно-игровой форме
- акцентированная ходьба с выделением
сильной доли такта (счет 1 и 3
музыкального размера);
- ходьба на носке на сильную долю в
вальсовом размере;
- построения в шеренгу, в круг;
- передвижения по кругу в различных
направлениях;
- бег в рассыпную;
- перестроения из одной шеренги в
несколько по ориентирам и сигналу
- отхлопывание ритма,
Игра «Ритмическое эхо»
- комплекс общеразвивающих упражнений
из пройденного материала, выполняемого
под музыку
«Часики», «Полька», «Ча-ча-ча»
«Роботы и снежинки»

Ритмический танец
Музыкально-подвижная
игра
Упражнения на
«Снежинки»
расслабление мышц,
восстановление дыхания
Открытое занятие для родителей
Строевые упражнения
- построение в круг, передвижение по
9

8

6

Н
В
А
Р
Ь

Танцевальные шаги
Ритмический танец
Танцевально-ритмическая
гимнастика

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Музыкально-подвижная
игра
Танцевальные шаги

Игроритмика
Ритмический танец

Образно-слуховая
гимнастика
Музыкально-подвижная
игра
Хореографические
упражнения

М
А
Р
Т

Образно-двигательные
действия
Игроритимика
Ритмический танец
Музыкально-подвижная
игра
Упражнения на
расслабление мышц
Ритмические игры
Общеразвивающие
упражнения
Ритмический танец
Музыкально-подвижная

кругу в различных направлениях за
педагогом, за ведущим
Игра «Шишки, желуди, орехи»
- ходьба на полупальцах;
- бег на месте и с продвижением вперед, с
высоким подниманием колена («лошадки»)
Полька «Старый жук»
- комплекс общеразвивающих упражнений
из пройденного материала, выполняемого
под музыку
«Медленный
вальс»,
«Ча-ча-ча»,
«Полька»
«Спортсмены»
- прыжки с ноги на ногу, с поворотом 360
градусов;
- приставной и скрестный шаг в сторону;
- переменный шаг
Игра «Назови себя» (прохлопывание
своего имени)
«Ну,
погоди!»
образно-беговое
упражнение
- «Медленный вальс», «Фигурный вальс»,
«Ча-ча-ча», «Самба»
- различие динамики звука «громко –
тихо»;
- комбинирование образно-двигательных
действий;
«Найди предмет»
- комбинация из танцевальных шагов и
бега;
- полуприседы;
- повороты на право (налево), переступая
на носках
Упражнения «березки и дубы»
Игра «Веселые озвучки ритма»
«Россия – мы дети твои»
«Самолеты»
«Роботы и звездочки»
«Веселый ритм тела»
- бег с захлестами по кругу, на месте;
- приставной шаг вперед, назад;
- «звездочка»
«Мы - маленькие звезды»
«Быстрый
фокстрот»,
«Самба»,
«Сударушка», «Полька»
Игра «День – ночь»
10

8

8

игра
Упражнения танцевальноритмической гимнастики

А
П
Р
Е
Л
Ь

Образно-двигательные
действия
Музыкально-подвижная
игра
Упражнения на
расслабление мышц
Ритмический танец

«Упражнения с лентами» (платочками,
шарфами, полотнами)
Упражнения «березки и дубы»
«Спортсмены»
«Роботы и звездочки»
«Веселый ритм тела»
- «Быстрый фокстрот», «Самба», «Ча-чача», «Фигурный вальс»

Образно-двигательные
действия
Повторение всего пройденного материала
за год
Ритмические игры
Общеразвивающие
упражнения
Ритмический танец
Музыкально-подвижная
игра
Упражнения на
расслабление мышц
Отчётное мероприятие для родителей в форме открытого занятия
или концерта
Итого в год: 64 условных часов в месяц
М
А
Й

3.1.

8

3. Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение

8

1.
Музыкальный зал.
2.
Нотно-методическая литература.
3.
Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической
деятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства
ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линкапресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра,
2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика
для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
4.
Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
5.
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
6.
Фортепиано.
11

7.
Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии
с изображением танцевальных коллективов.
8.
Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое
пособие. – Пермь ОЦХТУ «Росток», 2005
9.
Барышников Т. Азбука хореографии. (Внимание: дети).- М. Ральф, 2000
10.
Уолтер Лэрд Техника латиноамериканских танцев, М., Артис, 2003
11.
Гай Говард Техника европейских танцев, Москва, 2003

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».