СОДЕРЖАНИЕ 1 Целевой раздел ………………………………………………………………... Содержательный раздел………………………………………………………. Календарно – тематическое планирование………………………………….. Организационный раздел……………………………………………………... Методическое сопровождение ………………………………………………. 3 4 16 22 22 2 I. Целевой раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Что такое музыка для детей? Рождает ли она хороший настрой? Какие обучающие и воспитательные возможности заключены в механизме музыкальных занятий? Пожалуй, эти вопросы носят скорее риторический характер, так как каждый взрослый прекрасно понимает: чтобы вырастить поколение оптимистов, надо сделать яркой и радостной саму жизнь, надо научить ребенка видеть красоту в обыденной, будничной обстановке. Направление: Художественно-эстетическое. Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы) Срок реализации: 1 год. Новизна, Актуальность: Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщать детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. 1.1. Цель: Формировать у воспитанников устойчивый интерес к музыке, к пению и исполнительские вокальные навыки через активную музыкальнотворческую деятельность, приобщать их к сокровищнице вокально-песенного искусства. 1.2. Задачи: расширять знания детей о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка; развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение; формировать голосовой аппарат, развивать слух и голос детей; развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальнослуховое представление, чувство ритма; сохранять и укреплять психическое здоровье детей. 3 приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества). 1.3. Принципы: принцип единства художественного и технического развития пения; принцип гармонического воспитания личности; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; принцип творческого развития; принцип доступности; принцип ориентации на особенности и способности -природосообразности ребенка; принцип индивидуального подхода; принцип практической направленности. 1.4. Ожидаемые результаты: Дети умеют петь естественным светлым звуком; Дети умеют петь с педагогом без музыкального сопровождения, а так же самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента; Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность; Дети на слух умеют различать правильное и неправильное пение; Отличать звуки по высоте, по их длительности; Дети активно участвуют в концертной деятельности (конкурсы, фестивали детского музыкального творчества, отчетный концерт). II. Содержательный раздел 2.2 Режим занятий: Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. В процессе обучения используются различные виды наглядностей, таблицы, схемы, сюрпризные моменты 2.3 Формы Игра – приветствие Артикуляционная гимнастика Интонационно – фонетические упражнения Скороговорки, чистоговорки 4 Упражнения для распевания Пение 2.4. Приемы обучения пению: 1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа. 2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях. 3. Дифференцированный подход к ответам воспитанников на вопросы педагога, с учетом возрастных особенностей. 4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно. Учебный план Содержание Восприятие музыки Артикуляция, выразительная дикция Освоение техники распределения дыхания Расширение певческого диапазона, чистота интонирования Эмоционально-выразительное исполнение Итого: Количество часов 10 20 10 10 16 66 Календарно – тематическое планирование программы Октябрь 5 Содержание работы 1. Коммуникативная игра-приветствие. Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному 2.Артикуляционная звукообразованию, охране и укреплению гимнастика здоровья детей. 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Музыкальный материал «Приветствие» Модель Евдокимовой. И. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятиеигра). 2. «Паровоз» Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». Упражнять детей в чистом интонировании 6 5. Упражнения для поступенного и скачкообразного распевания. движения мелодии вверх и вниз. 1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» 6. Песни. 3. «Машенька и Учить детей петь естественным голосом, Медведь» без напряжения, правильно брать дыхание А.Евтодьевой между музыкальными фразами и перед началом пения; «Плакала березка», муз. Учить детей исполнять песни лёгким и сл. И.Осокиной звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песниа капелла. Количество занятий - 8 Ноябрь Содержание работы Задачи Музыкальный материал 7 1. Игра-приветствие. Психологическая настройка на занятие. Упражнения: 1. «В гости». 2«Здравствуйте». М.Картушина. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнения: Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Пропевание гласных Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». 1. Няня мылом мыла Милу…» 2. «Сорок сорок ели сырок…» 3. «Шла Саша…» 4. Знакомый материал. 8 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 1. «Фокус-покус». 2. «Чудо-лесенка». 3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой «Капризная песенка» муз. и сл. И. Горбиной «Ябеда-корябеда» Б.Савельева 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. Количество занятий - 10 Декабрь Содержание работы Задачи Музыкальный материал 9 1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-ОУ-И-Э» в разной Учить детей соотносить своё пение последовательности с показом рук, добиваясь при этом Игра голосом: «Звуки осмысленного, эстетичного, Вселенной» Модель Т. выразительного и разнообразного Боровик. музыкального действия. Использовать карточки для работы (Восход и заход солнца; руками по извлечению звука. парад планет - унисон). Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. 10 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар. «Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой «Веселый Дед Мороз» муз. и сл. А.Варламова Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Количество занятий - 8 Январь 11 Содержание работы Задачи Музыкальный материал 1. Коммуникативная игра-приветствие. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. «Приветствие» Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», 2.Артикуляционная гимнастика Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. «Я радуюсь». 3.Интонационнофонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. «Крик ослика» (Й – а...) Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо «Король на корону копейку копил». Продолжать работу над развитием «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная 12 распевания. 6. Пение голоса детей. шапочка» Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном. Количество занятий - 6 Февраль 13 Содержание работы Задачи Музыкальный материал 1. Коммуникативная игра-приветствие. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. «Приветствие» Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 1. «Прогулка» (Занятиеигра). 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонопедические упражнения. Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) Учить детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» 14 восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. «Думал – думал» Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. «Три медведя» А.Евтодьевой 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 1.«Песенка про папу» В.Шаинского 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. Знакомые распевки. 2. «Модницы» И.Ростовцева 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. Количество занятий - 8 Март 15 Содержание работы Задачи Музыкальный материал 1. Игра-приветствие. Психологическая настройка на занятие. Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». М.Картушина. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонопедические упражнения. 4.Чистоговорки. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. 16 5. Упражнения для распевания. голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной Учить связывать звуки в «легато». 6. Пение. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. «Мамочка моя» Закреплять умение петь в унисон, а А.Ермолаева» капелла, пропевать звуки, «Пешки-ложки» используя движения рук. Ю.Турнянского Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Количество занятий - 10 Апрель 17 Содержание работы 1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные Музыкальный материал 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 18 эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. 5. Упражнения для распевания. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. 6. Пение. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. 1. «Лошадка» (амер. нар.песня) 2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. Количество занятий -8 Май 19 Содержание работы Задачи Музыкальный материал 1. Коммуникативная игра-приветствие. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. 1. «Приветствие» 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М. Лазарев. Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. 20 выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки: 1. Петь естественным звуком без напряжения; 2. Чисто интонировать в удобном диапазоне; 3. Петьа капелла, под аккомпанемент, под фонограмму; 4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение; 5. Самостоятельно попадать в тонику; 6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. 1. «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой. Количество занятий - 8 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 21 3.1 Средства, необходимые для реализации программы: Технические средства: фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, микрофон, СD-диски. - Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал, портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты. Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия). Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста. 3.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 3. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2 4. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. 5. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5 6. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. 7. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. 8. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» 9. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры» Детство – Пресс 2004г. 10. Б. Толкачев «Дыхательные упражнения для детей» 11.Картотека дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой. 12.«Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; 13.Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; 14.«Народное пение» И. А. Ильина; 15.«Хоровое пение» Е.В. Жарова; 16.«Сольное пение» Р.А. Жданова 17.«Методика обучения вокалу» Огородников. 22