ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования МАДОУ "ДС "Гнёздышко" на 2023 - 2024 учебный год
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования (далее – ОП ДО) в МАДОУ «ДС «Гнёздышко» определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Образовательная программа МАДОУ «Детский сад «Гнёздышко» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, которые регламентируют образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится 3 раздела: целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Цель Программы – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п.41.1. ФОП ДО).
В содержательном разделе ОП ДО представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям; содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено, с учетом цели, задач, планируемых результатов; содержание образовательных областей дополнено задачами в соответствии с ФОП, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье»; могут использоваться различные образовательные технологии (здоровьесберегающие, проектной деятельности, системно-деятельностного подхода, говорящей стены, личностно-ориентированной, игровой, ТРИЗ, информационно-коммуникативной, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей; представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми, уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему-то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей; отражены особенности образовательной деятельности Консультативного центра (цели и задачи, деятельность специалистов, формы работы Консультативного пункта, направления и задачи коррекционно-развивающей работы); представлена рабочая Программа воспитания, которая отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; государства и общества; в целевом разделе Программы раскрыты цели, задачи воспитания, направления воспитательной работы и целевые ориентиры).
Содержательный раздел Программы воспитания частично представляет региональный компонент и реализует Программу «Край мой северный Ямальский!», которая включает разделы: «Животный мир тундры», «Растительный мир тундры», «История города Новый Уренгой», «География полуострова Ямал», «Быт, культура и искусство народов Севера».
Отдельным блоком (п.3.7) включена Федеральная программа воспитания.
Организационный раздел Программы включает описание:
- психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы (подробно перечислены условия);
- материально-техническое обеспечение Программы (перечислена литературно-методическая база по всем образовательным областям, перечислены помещения и игровые участки МАДОУ «ДС «Гнёздышко», соответствующие государственным «Общим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». СанПиН1.2.3.6.85-21”, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее СанПиН 1.2.3685-21);
- организации развивающей предметно-пространственной среды (перечислены и коротко расписаны зоны РППС);
Программа реализуется во всех возрастных группах разной направленности (общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей и комбинированной) и обеспечивает достаточный уровень личностного, интеллектуального, физического развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования.